Опустевший бюджет пополнят автовладельцы
Одним только ограничением на экспорт топлива сдержать внутренние цены не удаётся. ФАС пытается контролировать цены на АЗС в ручном режиме, а правительство ищет новые способы сбалансировать рынок. Какие для этого есть возможности и кто в итоге заплатит за стабильность?
С начала года производители стали резко задирать цены на топливо. В январе – августе разные марки бензина на НПЗ подорожали в 2,1–2,3 раза, говорит Росстат. Правда, дизель – всего на 7,4%. Причин для роста экономисты называют несколько. Это и потребности в топливе для СВО, и снижение курса рубля при одновременном подорожании нефти на мировых рынках (раньше рубль обычно рос вслед за нефтью, а теперь эта связь нарушилась). Сыграла свою роль и ситуация на международных рынках.
Возможно, причина не только в макроэкономике и балансе спроса и предложения. Ещё надо учитывать желание вертикально интегрированных компаний окончательно выдавить с рынка независимые АЗС. Дело в том, что розничные цены на бензин регулируются государством. И если оптовые цены выросли в разы, на АЗС бензин с начала года подорожал всего на 7–9%. В таких условиях обычный бизнес по схеме «купи – продай» уже не работает. Не помогает даже безбожный недолив и разбавление топлива. Потому выжить могут только сети АЗС, связанные с НПЗ единым бенефициаром, – пусть заправки работают в убыток, зато НПЗ даёт сверхприбыль. Так что по итогам года можно ждать грандиозного передела рынка автозаправок в регионах.
Идеальный шторм
Подобные манёвры по выдавливанию мелких игроков с рынка крупные сети проводят уже не в первый раз. Однако теперь они стали лишь одним из факторов «идеального шторма». Ещё одним важным его моментом стало желание финансового блока правительства в условиях дефицита бюджета урезать паёк «королям НПЗ». Точнее будет сказать, немного прикрыть кран, из которого на них лились колоссальные деньги.
Здесь надо вспомнить о механизме обратного акциза или ценового демпфера, который действовал на рынке бензина и дизтоплива с 2019 года. Если просто, его смысл таков: государство доплачивает НПЗ, если экспортные цены на топливо становятся выше внутренних, и берёт с них деньги в обратном случае. Понятно, что всем участникам рынка было очень удобно получать деньги из бюджета, не производя никакой работы. Потому внутренние цены обычно держались ниже мировых, чему, кстати, способствовал постоянно слабеющий рубль. Таким образом НПЗ получали по демпферу из бюджета колоссальные деньги. В 2019 году сумма дотаций составила 282,2 млрд рублей, в 2021 году – 674,5 млрд рублей, а в 2022-м – уже 2,16 трлн рублей! За восемь месяцев 2023 года компании получили 838,9 млрд рублей (в 2020 году из-за рыночной конъюнктуры нефтяники заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей).
Для сравнения: доходы бюджета РФ в прошлом году составили 25 трлн рублей. И более 2 трлн из этой суммы ушло на выплаты по демпферу. Впечатляет! Эту сумму невозможно компенсировать даже акцизами на топливо, которые в прошлом году составили около 843 млрд рублей (их в конечном итоге заплатили розничные покупатели). Так вот, в условиях бюджетного дефицита, западных санкций и ведения СВО расходы бюджета на выплаты «нефтяным королям» стали выглядеть непомерными. О сокращении выплат по демпферу в правительстве заговорили ещё весной. А в сентябре наконец-то переписали формулу его расчёта, в результате чего потенциальные выплаты уполовинились. Привлекательность экспорта топлива для легальных производителей тут же выросла. Не говоря уже о всевозможных серых схемах, по которым бензин и солярка вывозятся без пошлины под видом поставок в страны ЕАЭС или в качестве не топлива, а нефтепродуктов. Ситуация обернулась физической нехваткой топлива в некоторых регионах и перебоями в ходе уборочной кампании.
Удержать или отпустить?
Первую экстренную меру мы увидели в начале третьей декады сентября: правительство ограничило экспорт топлива. Это сразу же повлияло на биржевые цены – они пошли вниз. Почему же на АЗС продолжается рост цен? Всё просто: владельцы заправок спешат отбить потерянные барыши. К тому же никто не отменял повышенный сезонный спрос на топливо и всевозможные серые схемы экспорта вплоть до контрабанды.
После угрозы срыва уборочной кампании тема топлива приобрела политический характер. Депутаты стали высказывать идеи полного госрегулирования рынка. Совещание с членами правительства по топливной проблеме провёл сам президент. Теперь отпустить ситуацию на самотёк у ответственных чиновников не получится. И они начали высказывать идеи. Первое, что предложил вице-премьер Александр Новак, – вернуть всё как было, то есть повысить выплаты по демпферу. Похоже, сейчас торг идёт о размере коэффициента. То есть вернуться могут от 0,5 не к единице, а, например, к 0,8. Правда, в таком случае рискует «поплыть» проект бюджета на следующий год, который на днях презентовал Минфин. Радикальный сценарий выхода из кризиса уже много лет проталкивает Независимый топливный союз (объединяет владельцев АЗС): полностью отменить демпфер, запретить импорт и отпустить розничные цены. Конечно, для бюджета это хорошо, но розничные цены на бензин в таком случае могут взлететь до небес. Во власти такой сценарий пока никто не озвучивает. Александр Новак говорит о более жёстком контроле над экспортом, а ФАС начала активно заводить дела на АЗС, которые продолжают накручивать цены. В то же время и замораживать ситуацию нельзя: лишённые выхода на экспортные рынки и притока долларов законопослушные НПЗ будут хиреть, а привлекательность контрабанды грозит всплеском коррупции.
Меж тем некоторые экономисты уже намекают на «изящное» решение: поднять курс рубля к доллару так, чтобы баланс внутренних и внешних цен на бензин изменился и уже не бюджет платил владельцам НПЗ по демпферу, а наоборот. Но точные значения искомого курса национальной валюты не озвучиваются. Конечно, многие экспортёры с мощным лоббистским ресурсом будут против такого сценария. Но, согласитесь, звучит красиво: доллар и бензин по 25, совсем как было в 2007 году.
Фото: pixabay
Глеб Майков
По материалам: “Наша Версия”