Любишь кататься — люби и Госуслуг
Накануне завершения сезона электросамокатов криминальная хроника пополнилась новыми ДТП с этими устройствами: в Москве объявили в розыск самокатчика, покалечившего 90-летнюю пенсионерку. Такие случаи прозрачно намекают: с «малым транспортом» надо что-то делать, причем срочно. Следующий этап регулирования, который могут внедрить применительно к СИМ, — их тотальный учет и идентификация, включая и самокаты частных владельцев. К этому пришли одновременно депутаты и московские транспортники.
17 октября в Госдуму внесен законопроект о регистрации электросамокатов и тому подобного транспорта через портал Госуслуг и их оборудовании номерными знаками. Соответствующий документ доступен на портале законотворческой деятельности. Он подписан 10 депутатами Госдумы от ЛДПР во главе с лидером партии Леонидом Слуцким и известным в качестве автоэксперта Ярославом Ниловым.
Законопроект предлагает внести в федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации…» изменения, добавив в список подлежащих регистрации объектов средства индивидуальной мобильности (СИМ). Учет СИМ должен производиться безальтернативно посредством портала Госуслуг.
В пояснительной записке указывается, что «действующее законодательство не создает достаточных инструментов правового регулирования средств индивидуальной мобильности (под которыми стоит понимать электронные самокаты, велосипеды, моноколеса и другие электрогаджеты, предназначенные для передвижения». Авторы «видят обоснованным запрет на использование данного вида транспорта без наличия номерных знаков, позволяющих индицировать (идентифицировать. — «МК») владельца транспорта и применять к нему соответствующую совокупность мер государственного принуждения».
Отметим, что процедура регистрации должна быть, по мысли законодателей, задана правительством России, а «бумажного» варианта регистрации электросамоката — без посредства портала Госуслуг — нет вовсе.
— Целью законопроекта является, скорее всего, включение в сферу государственного контроля частных СИМ, — пояснили «МК» в одном из крупных операторов кикшеринга. — Прокатные самокаты уже сейчас имеют средства идентификации и в реальном времени отслеживаются оператором, так что при совершении какого-либо ДТП мы имеем полную информацию, кто именно находился в данном месте в данное время. Частная же техника никакому учету не подлежит — и в силу отсутствия возможности идентифицировать такие СИМ при помощи камер видеофиксации частники практически не поддаются административным мерам.
В одной из федеральных розничных сетей бытовой техники «МК» сообщили, что продаваемые ими самокаты имеют серийные номера, однако неизвестно, являются ли они защищенными от подмены так, как защищены номера механических транспортных средств. «Нужна ясность — запретят ли в этом случае ремонт техники при помощи донорских запчастей, ведь сломанная рама, по аналогии с автомобилем, может означать конец регистрации СИМ», — отметил Александр Шульц, мастер по ремонту этого класса техники.
— Никто пока всерьез не прорабатывал номерные знаки для СИМ, — сообщил «МК» сотрудник компании — разработчика алгоритмов для камер видеонаблюдения. — Спроектировать распознаваемый оптически номерной знак будет непростой задачей: он должен быть хорошо виден в передне-верхнем секторе обзора, не может закрываться при движении телом водителя, должен быть стабильно виден в толпе пешеходов. Намного вероятнее, что если систему все же введут, речь пойдет о радиочастотных метках.
Еще одной непростой инженерной задачей станет, по словам собеседника «МК», обеспечение защиты от подмены номерных знаков. «Номерную деталь», даже если номер будет наноситься неснимаемым способом, можно будет попросту заменить — вместе с идентификатором. На компактной технике это сделать намного проще, чем на автомобиле, и сварочных работ не требует.
— Может потребоваться резкий апгрейд системы городского видеонаблюдения, — рассказывает разработчик. — Нынешние камеры далеко не все позволяют распознавать номерные знаки оптическим способом. Если же будет выбрана RFID-технология, придется устанавливать сеть принципиально нового оборудования со сквозным покрытием. Но, может быть, сделают проще: принудят к установке на электросамокаты чего-то вроде «Эры-ГЛОНАСС», то есть маячка, сопряженного с модулем связи. Тогда за пользование СИМ придется еще и платить оператору связи.
Какая технология будет выбрана, похоже, мы все-таки скоро узнаем: как следует из ответа Дептранса столицы депутату Госдумы Татьяне Буцкой (имеется в распоряжении редакции), «совместно с МВД РФ прорабатывается вопрос верификации и идентификации пользователей средств индивидуальной мобильности для обеспечения автоматической фотовидеофиксации совершенных ими нарушений правил дорожного движения».
Фото: pixabay
Антон Размахнин
По материалам: “Московский комсомолец”