Отечественный автопром вышел «в плюс»
Российский автопром по итогам девяти месяцев с начала 2023 года показал небольшую положительную динамику. Отечественные автозаводы смогли нарастить объемы выпуска, превзойдя результаты прошлого года. Однако до выхода на «досанкционные» показатели пока еще очень далеко, отмечают эксперты. Кроме того, несмотря на рост количества собранных автомобилей, ассортимент моделей, выпускаемых российским автопромом, всё же достаточно ограничен, подчеркивают они. Подробности — в материале «Известий».
Пошли в рост
С января по сентябрь включительно в России было выпущено 358 тыс. легковых автомобилей, что на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это следует из анализа динамики промышленного производства Федеральной службы государственной статистики (Росстат), опубликованного на официальном сайте ведомства. Производство грузовиков за девять месяцев выросло на 14%, до 118 тыс. штук, а выпуск автобусов массой до 5 т по итогам трех кварталов увеличился на 79,4%, до 15,3 тыс. штук. С начала года российские заводы собрали 9,7 тыс. автобусов массой более 5 т (+7,6% к показателям за девять месяцев 2022 года). Таким образом, общее число легковых автомобилей, грузовиков и всех видов автобусов за три квартала составило более 501 тыс. штук.
Рост производства автомобилей начался еще весной. Отечественный автопром ежемесячно показывал положительную динамику и устойчивую тенденцию к наращиванию объемов выпуска машин. Например, в сентябре этого года, по данным Росстата, российские автозаводы собрали 64,3 тыс. легковых автомобилей, что на 29,8% превышает августовские показатели и в 2,7 раза больше результатов сентября прошлого года. Однако, несмотря на это, показатели производства в I квартале и первом полугодии по сравнению с аналогичными периодами 2022 года были отрицательными (–64,6 и −29,9% соответственно). На «плюс» в квартальном исчислении отечественным автозаводам удалось выйти только сейчас.
Прошлогодний провал
Резкий спад производства автомобилей в России произошел весной прошлого года, после введения нескольких пакетов санкций и прекращения выпуска в нашей стране автомобилей рядом иностранных производителей. В частности, был остановлен выпуск легковых моделей на российских заводах Renault, Skoda, Volkswagen, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Kia, Hyundai, Nissan, Mercedes-Benz, BMW, Toyota и Mazda. Также прекратилось производство фургонов Ford, грузовиков Mercedes-Benz, Isuzu, Volvo, Renault Scania и MAN. По разным данным, на эти компании приходилось 60–70% всех выпускаемых в нашей стране автомобилей.
Остановка заводов крайне негативно сказалась на общих объемах производства автомобилей в стране. Например, по данным аналитического агентства «Автостат», в феврале 2022 года в России было выпущено 107,9 тыс. легковых автомобилей. В марте 2022 года производство упало до 40,9 тыс. штук, в апреле было выпущено менее 20 тыс. машин. А в мае прошлого года их выпуск практически полностью остановился — отечественные автозаводы произвели всего 3,7 тыс. автомобилей.
Свою лепту в снижение объемов производства внесла и нехватка импортных комплектующих для сборки автомобилей российских марок — Lada, «УАЗ», «КамАЗ», «Урал». В результате эти заводы весной – летом прошлого года работали с перебоями, периодически останавливая конвейер. Ситуация начала исправляться только осенью, когда на предприятиях, где прежде собирались автомобили европейских и японских брендов, было запущено производство моделей, разработанных при участии партнеров из Китая. В частности, на бывшем заводе Renault в Москве началась сборка «Москвичей». В Татарстане на предприятии, где раньше производились «Транзиты», под брендом Sollers был запущен выпуск новых моделей легких грузовиков, в Липецкой области начали делать электрокары Evolute. В начале этого года на калининградском «Автоторе» стартовало производство автомобилей Kaiyi, а весной к ним добавились автомобили Baic и SWM. Летом на бывшем заводе Nissan началось производство кроссовера Lada X-cross 5.
На пути к выздоровлению
Даже небольшой рост производства автомобилей, зафиксированный по итогам трех кварталов, свидетельствует о позитивных тенденциях, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. При этом говорить о «выздоровлении» отрасли еще слишком рано, отмечает он.
— Пока наш автопром еще только на пути к выздоровлению. Врачи в таких случаях обычно говорят: «в течении болезни наметилась положительная динамика». Наиболее значимым успехом, которого удалось достичь отрасли, является постепенный переход от крупноузловой сборки машин к их локализации: этой тенденции можно только порадоваться, — заявил «Известиям» Моржаретто.
В качестве примеров локализации производства эксперт привел запуск сварки и окраски кузовов для фургонов, выпускаемых компанией Sollers, а также анонсированный переход на мелкоузловое производство автомобилей «Москвич». Кроме того, в следующем году запланировано начало сборки в РФ новых моторов и коробок передач для Sollers, напомнил он.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также считает, что в российском автопроме наметились позитивные изменения, однако отмечает, что в отрасли еще много нерешенных проблем. Главная из них — серьезная зависимость от иностранных комплектующих, подчеркивает эксперт.
— За три квартала 2021 года было произведено больше 1 млн легковых машин, результат девяти месяцев этого года — 358 тыс. автомобилей. Во многом это связано со сложностями в поставках комплектующих на конвейеры автозаводов, — считает Кадаков.
Увеличение объемов выпуска автомобилей пока не отражается на ассортименте моделей отечественного производства, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— В настоящий момент выбор моделей российского производства достаточно скромен. В некоторых сегментах рынка, например в классе кроссоверов или седанов бизнес-класса, отечественный автопром вообще не представлен, — подчеркивает эксперт.
Он прогнозирует, что по итогам года российскими автозаводами будет произведено 450–470 тыс. легковых автомобилей. Производство грузовиков с учетом моделей LCV составит около 150 тыс. штук, а выпуск автобусов не превысит 31–32 тыс. штук, полагает Сергей Бургазлиев.
Фото: pixabay
Кирилл Сазонов
По материалам: “Известия”