Экономист Зубец вскрыл проблемы рынка труда
Кадровый дефицит стал главной проблемой России. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, экономика почти полностью задействовала имеющиеся трудовые ресурсы и осталась «без свободных рук». Между тем безработица в стране устойчиво низкая, около 3%, а зарплаты растут выше инфляции. Правда, как выясняется, радоваться тут нечему. Какое будущее ждет рынок труда? Сколько получают дефицитные кадры? Как работодатели заманивают персонал, и какие специальности наиболее востребованы?
В России наблюдается кадровый дефицит, особенно не хватает вахтовиков разных профессий. По словам Набиуллиной, ситуация с кадрами на рынке труда – острая, экономика России практически полностью задействовала свои трудовые ресурсы.
«МК» решил выяснить, к чему ведут низкая безработица и дефицит кадров. Лежащий на поверхности ответ – к росту зарплат. Так, например, зарплаты фрезеровщиков выросли на 68% за год. Популярный сервис по поиску работы провел анализ вакансий на своем сайте и выяснил, что в среднем рабочим этой специальности предлагают 98,3 тыс. руб. в месяц. Больше из рабочих профессий сейчас получают только токари, но у них изначально зарплаты были повыше, за год они выросли на 55% и превысили в среднем 101 тыс. рублей.
На столько же (в процентах) увеличилось вознаграждение машинистов, но у них средняя зарплата составляет 90 тыс. рублей. Стали больше зарабатывать слесари (68 тыс.) и сварщики (70 тыс.). В целом за год зарплаты, которые предлагаются соискателям, выросли почти на 40% — до 60 тыс. рублей.
Но так все выглядит в соцопросах и официальной статистике. А как обстоит дело на практике? Мы позвонили по одному из объявлений по поиску вакансий. Работодатель искал упаковщика хлеба на производство в Москве.
– А если я без опыта – это станет проблемой?
-Конечно нет. Нам подойдут любые сотрудники. Даже старше 45 лет и с нарушениями здоровья.
– Получается, работа несложная и справится любой?
– В целом — да. Но нам просто нужны руки. Звонков мало. Людей нет. У нас, кстати, действуют акции: «Приведи друга» и получи до 10 000 руб., а также компенсация проезда до 2000 рублей».
Что же происходит на рынке труда и как решить проблему дефицита кадров? Об этом «МК» рассказал директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец.
– Во-первых, уменьшение безработицы – это снижение нагрузки на бюджет. Не надо платить пособия. Во-вторых, это повышение доходов населения, которые имеют зарплату вместо пособий. С другой стороны, когда людей не хватает, возникает вопрос, как развивать производство. Безработица в России, действительно, около 3%. На бирже труда всего порядка 500 тыс. человек. Такого никогда не было. Но надо понимать, что в эти 500 тыс. человек входят те, кто работает «в серую» и те, кто формально трудоспособен, но их не берут по разным причинам. По факту рабочей силы нет. Есть около 1 млн людей, которые не работают – в частности, домохозяйки с богатыми мужьями. Эти люди не придут на рынок труда. Им и так хорошо. Получается, что брать на работу некого. Есть вариант повышения производительности труда. Но на это потребуются годы и огромные инвестиции. Чтобы решить проблему сейчас, нам нужны мигранты.
– То есть без привлечения работников из других стран не обойтись?
– Да. Но нужны нам только квалифицированные мигранты: врачи, учителя, инженеры и другие специалисты. Без этого притока нам не обойтись.
– По словам главы ЦБ, в экономике «практически не осталось рабочих рук». В каких сферах деятельности наблюдается наибольший дефицит сотрудников?
– В первую очередь, страдает машиностроение, логистика и перевозки. Не хватает людей в строительстве. Нужны вахтовики. Есть также острая нехватка педагогов и врачей. Но нужны не только «рабочие руки». Например, на рынке очень сложно найти квалифицированного маркетолога. Люди есть, но уровень их профессионализма низок.
– В чем причина дефицита кадров? Понятно, что кто-то задействован в спецоперации, кто-то, например многие IT-специалисты, эмигрировали. А почему не хватает, к примеру, учителей?
-То, что айтишников нет на рынке – это миф. Их полно, но не хватает именно квалифицированных специалистов. Нехватка учителей связана с зарплатами. Много лет им не повышали зарплаты должным образом. И если в Москве ситуация с доходами педагогов еще более-менее, то в регионах все совсем плохо. Соответственно, любой нормальный человек, который может найти себе другую работу, уходил из учительской профессии. Если 20 лет держать на «голодном пайке» учителей и преподавателей, коллективы всех учебных учреждений превратятся в «инвалидные команды».
– На сервисах по поиску работы появилось множество вакансий с припиской «приведи друга и получи дополнительно к зарплате 5/10/15 тыс. рублей». Таким образом работодатели пытаются привлечь сотрудников?
-Проблема российского рынка труда в том, что работодатели пока не готовы сильно повышать зарплаты. Их «жаба душит» – несмотря на то, что людей не хватает. Они готовы делать небольшие надбавки, но не более того. По данным Росстата, реальные зарплаты выросли на 2-3%. С учетом инфляции – это ничто. Привлекают разовыми акциями: приведи друга и получи чуть больше. В таких условиях придется сокращать потребности в труде и делать инвестиции в производительность труда: покупать современное оборудование, менять людей с лопатами на экскаваторы и т. д. Деньги на это есть, но потребуется время, годы.
– Ранее первый заместитель главы Минсельхоза Оксана Лут оценила текущий дефицит кадров в АПК в 200 тыс. специалистов. Чем это грозит?
-Это может обернуться ростом цен на продовольственную продукцию, инфляцией. Для того, чтобы собирать картошку в поле, нужны люди. Если они не готовы собирать картошку за 20 тыс. рублей, то придется им платить 40 тыс. рублей. Поэтому цена картошки в магазинах вырастет.
– Сейчас на рынке труда нехватка рабочих рук. Как изменится ситуация, допустим, через год?
– Производительность останется той же. Но производство будет тормозить. Набиуллина говорила о том, что в следующем году мы не получим хорошего роста экономики и именно из-за отсутствия людей. Плюс не будет производственных мощностей. В предел возможностей уперлось оборудование, которое у бизнеса было. Никто никогда не думал, что потребность в каких-то вещах вырастет в два раза. Но из-за санкций так и произошло. Нет свободных мощностей ни у кого. Выкидывали все, сдавали на металлолом, что не требовалось. А теперь эти мощности нужны. Получилось так, что производить некому и не на чем. Потребуются годы, чтобы создать свою станкостроительную отрасль. Аналогичная история и в других отраслях машиностроения. Это будет замедлять экономический рост в следующем году.
Фото: pixabay
Людмила Александрова
По материалам: “Московский комсомолец”