На низких каблуках

Куда исчезли автомобили класса LCV

За прошлый год число дилеров, которые занимаются продажей и обслуживанием фургонов и небольших развозных грузовичков, уменьшилось почти на четверть. Это связано со значительным сокращением ассортимента моделей LCV (Light Commercial Vehicle, легкий коммерческий транспорт) в России, отмечают эксперты. В ближайшей перспективе этот сегмент авторынка будет развиваться прежде всего за счет отечественной техники, полагают специалисты. Подробности — в материале «Известий».

Ушли на сервис

В прошлом году в нашей стране закрылись 388 дилерских центров по продаже и обслуживанию автомобилей LCV. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат». Если в январе прошлого года в РФ насчитывалось 1503 таких автосалона, то теперь их число уменьшилось до 1115. В течение года было расторгнуто 524 дилерских контракта, но при этом заключено 136 новых, уточняют в агентстве.

В «Автостате» отмечают, что многие дилеры LCV, прекратившие продажи машин, теперь предоставляют только услуги сервиса. В частности, в таком статусе находятся все 120 дилерских центров Renault. На 108 сократилось число автосалонов по продаже коммерческой техники Hyundai (96 из них выполняют только функции сервиса), на 47 — у Isuzu, на 32 — у Volkswagen, на 26 — у Peugeot, на 25 — у Mercedes-Benz, на 21 — у Citroen, на 14 — у Opel.

«Фотонный» ускоритель

Одновременно у немногих оставшихся на рынке марок LCV количество дилерских центров увеличивается. Безусловный лидер — Foton плюс 44 салона. Количество дилерских центров у марки Sollers увеличилось на 13, у ГАЗа и АвтоВАЗа — на 8 и 3 соответственно.

Модели LCV доступны у любого из 300 с лишним дилеров АвтоВАЗа. ГАЗ торгует легкими коммерческими автомобилями в 130 центрах по всей России. Дилерская сеть Sollers в настоящий момент насчитывает 79 партнеров, отметили в компании.

— На данный момент у нас в общей массе 107 дилеров — сообщили «Известиям» в пресс-службе УАЗа.

Поддержали отечественное

Сокращение числа дилеров LCV в первую очередь связано с уходом с российского рынка ряда крупных игроков, что автоматически привело к ликвидации их дилерской сети, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев, По его словам, одни дилеры перешли в разряд сервисов, другие сменили партнеров, кто-то совсем закрылся.

— В сегменте легких коммерческих моделей на российском рынка работают только отечественные автопроизводители — ГАЗ, УАЗ и Sollers. Hyundai, Ford, VW, Mercedes-Benz и другие иностранные бренды, которые играли определенную роль в этом сегменте рынка, ушли из России. Поэтому ассортимент моделей LCV пока не особо большой, — рассказал Бургазлиев.

На российские марки приходится основной объем рынка легкого коммерческого транспорта. Лидирует продукция ГАЗ — 52 505 проданных машин за прошлый год, порядка 60% рынка. Далее идут УАЗ (15 949 шт.), Sollers (7 709 шт.) и Lada (4 705 шт.). Интересно, что в топ-10 рынка всё еще присутствуют Hyundai, Mercedes-Benz, Ford и VW. Из китайских производителей наибольшую активность в этом сегменте проявлял DongFeng: 1182 машины в 2023 году против 34 в 2022-м.

ГАЗу основной объем продаж делают «Газели» семейства Next, УАЗу — нестареющая «буханка», «Соллерсу» — фургоны «Атлант». АвтоВАЗ присутствует в легком коммерческом сегменте за счет «каблучков» на базе «Гранты».

Largus и Amber

Всего в прошлом году, по данным агентства «Автостат», было реализовано 90 386 новых легких коммерческих автомобилей, что на 20% больше, чем в 2022 году. В январе 2024-го тенденция к росту продолжилась 5650 автомобилей, что на 36% превосходит уровень января 2023 года. Эксперты прогнозируют дальнейший рост продаж на рынке LCV в этом году.

Главное ожидание — возобновление производства Lada Largus, запланированное на конец весны, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Тестовое производство популярной коммерческой модели запустили в Ижевске в конце прошлого года. Массовый выпуск бензиновых Largus начнут в мае, а электрических — в июле.

Игорь Моржаретто не исключил, что в дальнейшем на рынке появятся и другие модели LCV, как из Китая, так и машины под российским брендом, созданные в союзе с компаниями из дружественных стран. Так, в Брянской области построили завод для выпуска легких грузовиков под брендом BNM.

Калининградский «Автотор» выпустит линейку коммерческих автомобилей в рамках технологического сотрудничества с рядом партнеров под брендом AmberTruck («АмберТрак»). Машины, отмечает производитель, адаптированы для использования в российских условиях, а в дальнейшем планируется их высокая локализация.

«Головастики» из Китая

— В отличие от рынка легковых моделей и тяжелых грузовиков рассчитывать на появление моделей LCV из Китая не стоит. Там практически нет цельнометаллических фургонов, основную массу моделей составляют так называемые головастики. Самая сложная ситуация в сегменте наиболее легких моделей — «каблучков». После остановки производства «Ларгуса» таких автомобилей практически не осталось на рынке, — отмечает Сергей Бургазлиев.

Параллельно с ростом продаж будет увеличиваться и дилерская сеть.

— На рынке LCV также идти процесс переформатирования под бренды восточных партнеров. Мы уже видим рост дилерской сети, в том числе и наших отечественных брендов. Поэтому в ближайшее время тенденция продолжится с учетом массового прихода китайских компаний и запуска производства новых брендов на территории России, — отмечают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Сила привлечения

Далее

Жизнь взаймы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru