От кандидата минимум

Трамп заставляет НАТО менять формат помощи Украине

НАТО обсуждает пересмотр подходов к военной поддержке Украины и всё больше делает это с оглядкой на Дональда Трампа, возвращение которого в Белый дом может оказаться фатальным для Киева. И эти опасения не напрасны: в США нарастает неоизоляционизм, потому что Вашингтон в последние годы «перегнул» во внешней политике, а Трамп использует подобные настроения, говорят эксперты. Как, еще не придя к власти, он уже меняет настроения в НАТО и что альянс обещает Киеву вместо денег — в материале «Известий».

Трамп создает угрозу НАТО

15 февраля в Брюсселе завершилась серия встреч НАТО формата «Рамштайн» (контактная группа по обороне Украины), а также представителей Киева. Беседы, казалось бы, носили разный характер, однако они были объединены общими опасениями, которые вносили корректировки в планы и обсуждения: возможное возвращение Дональда Трампа в Белый дом ставит перед союзниками вызовы, о которых они стремились забыть в последние четыре года.

В частности, на встрече формата «Рамшатайн» 14 февраля обсуждался вариант изменения формата предоставления Киеву военной помощи. Суть сводилась к тому, что НАТО может взять под свою эгиду координацию этих вопросов.

— В первую очередь я думаю, что контактная группа по вопросам обороны Украины или формат «Рамштайн» имеет большой успех: была мобилизована поддержка союзников и партнеров НАТО. Когда речь идет о военной поддержке, мы должны помнить, что 99% военной поддержки поступило на Украину от союзников НАТО, в том числе Швеции, которая станет полноправным членом, — заявил генсек альянса Йенс Столтенберг.

Тем не менее ширятся опасения, что сохранение такого положения в скором будущем может оказаться под вопросом: республиканец Дональд Трамп уже давно намекает, что США вряд ли продолжат оказывать Киеву военную поддержку в том же объеме, если он придет к власти.

Однако НАТО Трамп недавно дал другие поводы для беспокойства: последнюю неделю все активно обсуждают его заявление о том, что он не считает необходимым оказывать помощь тем странам — участницам альянса, которые не выделяют на оборону достаточно средств из своего бюджета.

Фактически Трамп ставит под вопрос пресловутую 5-ю статью договора НАТО, в которой утверждается принцип коллективной безопасности: нападение на одного участника блока считается нападением на весь альянс.

Тем более не удивительно, что основной темой встречи глав минобороны стран НАТО 15 февраля стало увеличение военных расходов. К слову, впервые за 15 лет США очно не представлены на саммите: из-за болезни глава Пентагона Ллойд Остин подключился к встрече онлайн.

2024 год должен был стать своего рода отчетным для Североатлантического альянса — именно к этому сроку страны блока планировали нарастить свои расходы на оборону до 2%. Однако практически половина стран не дотянули: по словам Столтенберга, лишь 18 участников объединения из 31 будут тратить на военные нужды свыше 2% ВВП.

Генсек НАТО попытался несколько жонглировать цифрами: в этом году траты европейских союзников и Канады достигнут €380 млрд, что соответствует 2% от их суммарного ВВП. Устроит ли такой подход Трампа, если он придет к власти, — вопрос спорный. Еще на саммите 2018 года он требовал, чтобы все члены альянса повысили свои траты.

Даже при том, что все остальные участники НАТО, кроме США, суммарно тратят на оборону 2% ВВП, на долю Вашингтона всё еще приходится до 70% расходов блока. Например, в 2023 году военный бюджет Соединенных Штатов составил $858 млрд.

Выйдут ли США из Североатлантического альянса

Впрочем, разговоры о вероятности выхода США из НАТО в случае возвращения Трампа в Белый дом ведутся регулярно. Об этом в прошлом году говорил экс-глава Пентагона Марк Эспер, до этого Politico писала, будто Трамп грозил своим союзникам выходом Штатов из альянса. В 2024 году об этом уже успели написать The New York Times, The Atlantic, Bloomberg и другие.

Так или иначе, следует вспомнить, что в 2016–2020 годы, когда Трамп находился у власти, аналогичные страхи тоже возникали, однако система сдержек и противовесов, действующая в американской политике, не позволила ему реализовывать всё, что он заявлял. Не опасаются распада НАТО (а именно такой сценарий прогнозируется в случае выхода США из альянса) и сегодня. По крайней мере, глава минобороны ФРГ Борис Писториус на встрече 15 февраля заявил, что не верит, будто избрание Трампа спровоцирует разрушение военного блока.

Угрозы Трампа относительно пересмотра американской помощи Украине кажутся реальными, а многие избиратели считают это пустой тратой денег, говорит «Известиям» главный редактор журнала Covert Action Джереми Кузмаров.

«В конгрессе растет неоизоляционистское направление, затрагивающее глубоко укоренившиеся чувства у многих американцев, что США перегнули палку в своей внешней политике за последние 20–30 лет. Многие неоизоляционисты в конгрессе больше не всем сердцем поддерживают НАТО, а многие информированные американцы видят в альянсе устаревший пережиток холодной войны. Я не знаю, попытается ли Трамп вывести США из НАТО, но, похоже, он будет оказывать блоку меньшую поддержку. Что касается Европы, если США прекратят финансировать Украину, европейские страны тоже могут потерять решимость», — считает Кузмаров.

Публично экс-президент США о таких планах вовсе не заявлял. Однако нужно понимать, что Трамп подходит к военному блоку как к финансовой организации, считает главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Васильев.

— За 75 лет существования НАТО изменилась философия: если раньше США предоставляли ядерный зонтик в обмен на лояльность, и Вашингтон содержал своих союзников в обмен на доступ к территориям, то теперь он требует, чтобы союзники помогали ему финансово, — говорит эксперт «Известиям».

Изменения связаны с дефицитом бюджета, государственным долгом и тем фактом, что Европа перестала быть уязвимой, какой она была 75 лет. Суть подхода Трампа сводится к тому, что если НАТО обязывает союзников соотноситься с американскими стандартами вооружения, то и члены альянса должны обеспечивать загрузку и, соответственно, часть дохода американскому ВПК.

То есть фактически отношения внутри блока формируются не на базе военных или ценностных ориентиров, а на финансовых основаниях: за лояльность теперь надо платить, продолжает Васильев.

По сути, такой подходит еще более снижает уровень автономности стран Европы и даже создает препятствие для их собственного экономического развития, по крайней мере, в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Действительно, более ранние призывы создать обособленную систему безопасности в Европе и собственные вооруженные силы дальше дискуссии не заходили. Однако 15 февраля министр обороны Бельгии Людивин Дедонер заявила, что Евросоюз должен иметь возможность выстраивать свою военную политику автономно.

«Для обеспечения безопасности наших граждан в меняющемся мире мы, как европейские страны, должны быть способны делать это самостоятельно, без опоры на кого-то. <…> Мы должны иметь собственную, европейскую, точку зрения», — сказала она.

Украине обещают миллион дронов

Фактически стартовавшая избирательная кампания в США уже вызывает проблемы для Киева: конгресс никак не может согласовать законопроект о выделении Украине финансовой помощи в размере $60 млрд. И пока поиски нового формата для объединения «Рамштайн» не дали своего конкретного результата, киевским властям приходится довольствоваться довольно символическими решениями со стороны НАТО.

Так, минобороны Литвы по итогам первого дня заявило о согласовании создания «международной коалиции по разминированию на Украине», в которую готовы войти 20 стран. Руководить этой миссией будут саперы из Литвы и Исландии.

Кроме того, на пресс-конференции по итогам заседания 15 февраля Йенс Столтенберг заявил о решении альянса создать «совместный аналитический и тренировочный центр НАТО – Украина», который расположится в Польше.

Также прозвучало заявление о готовности направить Киеву 1 млн беспилотников. При этом следует помнить, что к марту 2024 года Евросоюз (который, конечно, не тождественен НАТО) уже обещал предоставить ВСУ миллион снарядов. Тем не менее к концу 2023-го, за четыре месяца до завершения годового цикла, план был выполнен меньше чем наполовину — 480 тыс. снарядов. На саммите в Брюсселе в очередной раз прозвучал призыв нарастить производство боеприпасов — не только для Украины, но и для восполнения собственных запасов, часть которых уже ушла Киеву.

И здесь также важным фактором становится перспектива возвращения Трампа в Белый дом, который однозначно дал понять, что Украина не будет приоритетом его внешней политики, если он выиграет на выборах.

— Понятно, что Трамп уже давно говорит о необходимости, чтобы Европа взяла на себя большую роль в вопросе обеспечения Украины. В такой конфигурации недостаток американского финансирования резко снизит возможности НАТО организовывать помощь Киеву. За альянсом в таком случае останется некий координационный зонтик в этом вопросе, — считает Олег Барабанов.

Сам же Трамп, действительно, неоднократно заявлял, что Украина не в приоритете для США. «Если это интересует Европу, пусть Европа ею занимается. Сейчас Трамп понимает, что после проведения СВО Украина стала пассивом, нежели активом, причем токсичным активом, от которого он постарается избавиться», — добавляет Владимир Васильев.

Тем не менее НАТО подтверждает планы взять этот актив на свой баланс: Столтенберг в очередной раз заявил, что Украина близка к вступлению в альянс, однако окончательно присоединится к нему после выполнения всех необходимых условий. Впрочем, сама формулировка за год практически не претерпела изменений.

Валентин Логинов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Ввоз и ныне там

Далее

ПК, бренд

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru