На уход за пенсионерами выделили дополнительные средства
В послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин поставил цель к 2030 году обеспечить 100% граждан, нуждающихся в долговременном уходе, такими услугами. По его словам, поддержка требуется полумиллиону человек. Две недели спустя правительство заявило о выделении дополнительных 4,2 млрд рублей на эти цели, что позволит охватить долговременным уходом 173 тыс. человек. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, сегодня в обеспечении долговременным уходом есть две проблемы: это выявляемость тех, кому такой уход необходим, и обеспечение помощью именно в том объеме, в каком человек в ней нуждается. «Известия» разбирались, как идет развитие системы долговременного ухода в России и какие существуют преграды.
Выделили средства
15 марта премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в федеральном бюджете на внедрение системы долговременного ухода уже предусмотрено около 12 млрд рублей. Теперь правительство дополнительно выделило 4,2 млрд рублей на комплексное социальное и медицинское обслуживание пожилых и инвалидов на дому, средства будут направлены по нацпроекту «Демография».
Кроме того, 208 млн рублей правительство перераспределило на систему долговременного ухода в 10 регионах страны. «Дополнительные средства позволят обеспечить более 2,5 тыс. человек комплексным социальным и медицинским обслуживанием на дому. А всего его смогут получать порядка 173 тыс. граждан», — сказал Михаил Мишустин.
Как пояснили «Известиям» в Минтруде, перераспределение 208 млн рублей из ранее выделенных средств носит чисто технический характер.
Средства на финансирование системы долговременного ухода будут направлены Марий Эл, Алтайскому краю, Владимирской, Калужской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Рязанской и Ульяновской областям.
По закону «Об основах социального обслуживания» россияне могут получить три вида помощи на дому — бесплатную, с частичной либо полной оплатой. Бесплатная она лишь при соблюдении многих формальностей и только для некоторых категорий. В их числе — ветераны ВОВ, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, пенсионеры со средним доходом, равным или ниже полутора величин прожиточного минимума (в 2023 году в России для пенсионеров он составляет 12 363 рубля).
При этом, как ранее пояснили «Известиям» в Минтруде, при подсчете среднего дохода учитывается доход не только нуждающегося в уходе человека, но и проживающих с ним членов семьи. Если бесплатное обслуживание пенсионеру не положено, то далее регионы сами определяют, какие платные услуги могут оказывать соцработники, какие устанавливать тарифы и скидки на них. Помимо прочего, учитывается разница между прожиточным минимумом и среднедушевым доходом семьи. Чем выше средний доход в семье, тем больше придется доплатить за услуги.
Что такое система долговременного ухода
Система долговременного ухода в качестве пилотного проекта стартовала в 2019 году, а с 2024 года ее запустили во всех российских регионах.
Система включает уход, сопровождение, реабилитацию, социализацию, психологическую поддержку и другие виды помощи. Уход доступен как на дому, так и в стационарах и полустационарах для людей всех возрастов, которые зависимы от посторонней помощи в связи с болезнями, возрастом или травмами.
Помимо этого, система направлена и на поддержку семейного ухода: так, родственники могут пройти обучение правильному уходу.
В рамках этой программы нуждающиеся в уходе делятся на четыре группы в зависимости от состояния здоровья. При этом максимальное время надомного ухода для пациентов четвертой группы в рамках СДУ составляет 28 часов в неделю. В случае если потребность пенсионера или инвалида в уходе выше, предписано предлагать ему стационарный уход.
Всего в пакет помощи входит 50 различных услуг, пояснили «Известиям» в Минтруде.
— В систему долговременного ухода включаются граждане пожилого возраста и инвалиды, которые не способны полностью или частично осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности, которым, в соответствии с их уровнем нуждаемости в уходе, предоставляются социальные услуги по уходу, входящие в социальный пакет долговременного ухода. Это помощь в приеме пищи, осуществлении гигиенических процедур, приеме необходимых лекарств, измерении температуры и давления, передвижении. Такие услуги оказывают специально обученные помощники по уходу, — рассказали в ведомстве.
Там отметили, что с 1 сентября 2023 года СДУ реализуется в каждом регионе страны, но пока в пилотном режиме. В проект в настоящее время включены отдельные муниципалитеты, а не вся территория регионов.
Главный внештатный гериатр Минздрава Ольга Ткачева также подтвердила «Известиям», что сегодня в проект СДУ уже входят все регионы России.
— Система долговременного ухода отрабатывается в течение нескольких лет в рамках нацпроекта «Демография». Задача следующих лет состоит в том, чтобы всё больше вовлекать людей в СДУ и отрабатывать методы взаимодействия медицинской и социальной служб, — пояснила она.
Выявить и обеспечить
При том что еще с 2018 года правительство работает над совершенствованием системы ухода за пожилыми и инвалидами, ее доступность по-прежнему оставляет желать лучшего.
В федеральном бюджете на внедрение СДУ в России в 2024 году уже предусмотрено около 12 млрд рублей, что позволит оказать поддержку 88 регионам.
Согласно приказу от 14 марта, больше всего средств в рамках софинансирования СДУ на 2024 год уйдет в Донецкую Народную Республику (137,1 млн рублей), Крым (246,8 млн), Марий Эл (594,6 млн), Краснодарский край (239,3 млн), Красноярский край (137,5 млн), Брянскую область (191,9 млн), Воронежскую область (176,3 млн), Калужскую область (141,7), Кемеровскую область (120,8), Ленинградскую область (148,4), Новгородскую область (626,5 млн), Новосибирскую область (211,1), Рязанскую область (1,2 млрд рублей), Тамбовскую область (1,06 млрд). Всего — 11,829 млрд рублей.
15 марта в дополнение к ним выделили еще 4,2 млрд, говорится в приказе. Там уточняется, что Минтруд получит средства из резервного фонда правительства.
Подчеркивается, что это необходимо для того, чтобы предоставить уход 173 тыс. человек. Однако тех, кому нужна постоянная помощь, гораздо больше. Так, по данным исследования РАНХиГС от 21 февраля этого года, которое есть в распоряжении «Известий», в 17% опрошенных домохозяйств проживает кто-либо, требующий постоянного ухода по состоянию здоровья. При этом часть нуждающихся в уходе проживает одна и, соответственно, не получает должного ухода от родственников — это 10% в 2021 году и 11% в 2024-м.
Как пояснила «Известиям» старший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Елена Селезнева, нет открытых данных о численности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. Однако, согласно докладу Минтруда, в 2022 году на дому социальные услуги получили свыше 1,55 млн человек.
Долговременный уход сопряжен с относительно крупными затратами на каждого получателя, отметила эксперт. По ее словам, это связано с длительным периодом, в течение которого гражданину требуется помощь. Поэтому финансирование долговременного ухода в разных странах преимущественно осуществляется за счет сочетания частных и государственных поступлений в систему.
— Существуют две наиболее распространенные модели государственного финансового обеспечения системы долговременного ухода. Первая — финансирование из средств местного или регионального адресного налога на уход или общих налогов. Вторая — социальное страхование ухода, специальные взносы на уход работников (иногда работодателей) с заработной платы. Такие взносы могут взиматься с населения любого возраста либо граждан, достигших определенного возраста. Например, в Японии их взимают с 40 лет, — рассказала Елена Селезнева.
Эксперты указывают, что проблема с получением соцобслуживания является одной из ключевых.
— По итогам независимой оценки качества оказания услуг социального обслуживания в 2018–2020 годах, около 40% получателей таких услуг не удовлетворены их доступностью, — отметила Елена Селезнева.
Примеров таких ситуаций много. Ранее «Известия» писали об истории Владимира Михайловича из Москвы — 83-летнего пенсионера с I группой инвалидности, страдающего деменцией. Он живет с сыном, который, чтобы обеспечить семью, девять часов в день проводит на работе, Владимир Михайлович на это время остается один. Он по случайности уже устроил в квартире пожар и потоп, ухаживать за собой он не может — даже просто подогреть обед или надеть носки. Нанять сиделку в Москве — да и не только в Москве — при одной зарплате и одной пенсии на двоих семья себе позволить не может, а соцобслуживание в заявке на уход дважды отказало без объяснения причин. Возможно, это связано со среднедушевым доходом проживающих в квартире: несмотря на то что он больше необходимого минимума, он меньше уровня, при котором можно оплачивать ежедневные услуги сиделки.
Ольга Ткачева рассказала, что сейчас реализуется уход от заявительного принципа, когда пациент сам приходит в социальную службу и обращается за помощью.
— Мы теперь проактивно выявляем потребность в долговременном уходе и в том числе с участием медицинских организаций, которые могут направлять пациентов, — пояснила она. А в Минтруде добавили, что сейчас выстраивается взаимодействие с медицинскими организациями по выявлению тех, кто в наибольшей степени нуждается в уходе.
Что мешает получить помощь
С возрастом здоровье людей ухудшается, соответственно, растет спрос на медпомощь. Несмотря на то что в России охват медицинским страхованием является универсальным и услуги предоставляются бесплатно, не все пожилые получают необходимое лечение, рассказала «Известиям» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Президентской академии Марина Карцева.
— В частности, по данным Росстата, в 2022 году в консультации врачей-специалистов нуждались 54% людей в возрасте 60+. При этом каждый четвертый из нуждающихся (24%) не смог ее получить, — уточнила собеседница.
Она отметила, что пациенты, которые получают помощь и уход на дому, нуждаются не только в бытовых услугах, но и в медицинской помощи, в том числе специализированной, технологичной.
— В настоящее время эта проблема полностью не решена. Консультацию специалиста на дому получить можно, но его вызов — это сложная и долгая процедура. Госпитализация также не решает проблемы — в больнице возникает вопрос об уходе за маломобильным пациентом, о его сопровождении. Для этого требуется комплексное синергетическое развитие СДУ и системы здравоохранения, — подчеркнула Марина Карцева.
Елена Селезнева выделила четыре главных барьера, которые ограничивают доступность услуг по надомному уходу. Первый — это неполное соответствие предлагаемой помощи потребностям граждан с ограничениями в повседневной жизни.
— Зачастую учреждения готовы предоставлять социально-бытовые услуги, но не социально-медицинские: социальные работники могут убраться в квартире и принести продукты, но не готовы обрабатывать пролежни, измерять давление. Помимо этого, соцработник не может приходить так часто, как действительно нужно подопечному, — отметила она.
Также она указала на недостаточный объем финансирования программ по уходу, сочетающийся с низкой платежеспособностью большинства домохозяйств, и дефицит квалифицированных кадров.
Еще одной преградой Елена Селезнева считает недостаточную развитость межведомственного взаимодействия органов здравоохранения и социального обслуживания, не позволяющую поручать соцработникам без медицинского образования простые задачи по уходу за гражданами со значительными ограничениями в повседневной жизни.
— Привлечение к долговременному уходу только специалистов с медицинским образованием существенно увеличит стоимость ухода и усилит проблему дефицита специалистов, — пояснила она.
Эксперт заключила, что наиболее острой проблемой сегодня является не столько выявление нуждающихся, сколько предоставление им ухода, действительно отвечающего потребностям.
С этим согласна и Ольга Ткачева, которая отметила, что очень важно определить степень потребности пациента в уходе.
— Недостаточная помощь — это плохо, и точно так же дать помощи больше, чем нужно, — это тоже плохо, как ни удивительно. Потому что пожилым людям необходимо помогать именно в той части, где они что-то не могут, а там, где они могут что-то делать самостоятельно, следует давать им эту возможность, чтобы они продолжали жить активно, — пояснила она.
В систему долговременного ухода входит большой спектр услуг и для каждого человека их перечень и объем определяется индивидуально, подчеркнула специалист.
Наталия Быкадорова
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Известия”