Как соглашение ВТО о незаконной ловле повлияет на российский промысел
Россия официально присоединилась к соглашению ВТО по борьбе с избыточными субсидиями в рыболовстве, пройдя все ратификационные процедуры. Договор вводит запрет на оказание господдержки незаконному, несообщаемому и нерегулируемому (ННН) рыболовству в неконтролируемых районах открытого моря. В центре экспертизы ВТО объясняют, что соглашение — один из ключей к минимизации последствий климатических изменений. Подробности — в материале «Известий».
Борьба с нечестным рыболовством
Россия стала 72-м членом Всемирной торговой организации, официально принявшим документ. Кроме запрета на господдержку незаконного рыболовства соглашение ВТО разрешает субсидирование промысла запасов, находящихся в состоянии перелова, только при условии, что будут приняты меры, позволяющие восстанавливать такие запасы.
Постоянный представитель России при Всемирной торговой организации Николай Платонов заявил, что реализация данного акта будет важной составляющей в борьбе с недобросовестными практиками в этой сфере.
В свою очередь, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, экс-советник министра сельского хозяйства РФ Алексей Осинцев сказал «Известиям», что в России «работа по предотвращению ННН-промысла налажена, пожалуй, наилучшим образом среди всех рыболовных государств, при этом возможность ННН-промысла в промышленных масштабах исключена».
— Основные процессы учета и контроля автоматизированы: ни один перегруз с судна на судно не обходится без контроля пограничных органов, — рассказал Алексей Осинцев. — Тотально оформляется электронная ветеринарная сопроводительная документация, что гарантирует исключение неучтенной рыбной продукции.
При этом, по его словам, по инициативе РФ была создана система обмена и сверки информации по отгрузкам и поступлению российской экспортной рыбопродукции. Однако, замечает собеседник, присоединение к ней, к сожалению, делает невозможным предоставление субсидий на топливо для российских судов при работе в Мировом океане и других возможных будущих субсидий.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отметил, что промысел в открытом океане — перспективное направление, так как национальные запасы ограничены. Кроме того, заметил он, это возможность для освоения водных биоресурсов, которые не обитают в нацводах того или иного государства.
Зверев пояснил, что в рамках министерской конференции ВТО, которая прошла в Абу-Даби в феврале, российской стороне удалось сохранить возможность применения субсидий для вылова рыбы в дальних морях (итоговый документ не был согласован). Он рассчитывает, что в случае, если соглашение всё же будет принято, оно предусмотрит возможность для России применять субсидии на поддержку экспедиционного промысла. Это позволит нашей стране наращивать вылов и осваивать новые виды водных биоресурсов.
Россия входит в мировые лидеры по добыче возобновляемых ресурсов в морях (ВБР), и по результатам 2023 года вылов водных биоресурсов превысил 5,3 млн т, что является максимальным показателем за последние 30 лет. По итогам прошлого года фактический вылов составил 78,9% от нормируемого объема предоставленных квот (5,3 от 6,7 млн т ВБР).
— Частичное выполнение плана по квотам связано с множеством факторов, — говорит директор практики «АПК и потребительский сектор» Strategy Partners (Сбер-структура) Екатерина Михалева. — В России существует острая необходимость обновления устаревших мощностей по вылову, перевозке и переработке ВБР.
Рыба дальних морей
Соглашение, запрещающее государственные субсидии в рыболовстве, играет только на пользу России, убежден член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института географии РАН Аркадий Тишков. Например, для стран ЕС, Великобритании, Японии, Китая миллиардные субсидии «выравнивали» затраты на рыболовство и делали продукцию более конкурентоспособной, дешевой, стимулировали рост нагрузок на рыбные запасы моря. Теперь у российской рыбной продукции больше шансов завоевывать внешний рынок, уверен Тишков.
Договор ВТО положительно повлияет на возможности и доходность российских рыбаков, так как теоретически станут доступны рынки, на которых могла бы реализовываться рыба ННН-промысла, считает директор Союза рыбопромышленников Севера Евгений Шамрай. Конкурентоспособность отечественных операторов, производителей и экспортеров рыбной продукции на мировом рынке может повыситься, полагает он.
Председатель Рыбного союза Александр Панин отмечает, что Россия в достаточной мере заботится о своих биоресурсах и наши законы приоритетны над иностранными. Он подчеркивает, что «водные биоресурсы в нашей исключительной экономической зоне под надежной охраной, и трудно себе представить, что в какой-то момент это изменится». Эксперт полагает, что на доходность российских рыбаков присоединение к соглашению существенно не повлияет.
— Россия — самодостаточная страна с богатыми водными природными ресурсами, — говорит Панин. — Однако не весь мир такой, и чтобы некоторые страны не занимались хищническим истреблением водных биоресурсов, в целях поддержки жизни населения и были придуманы меры добровольно-принудительного присоединения к некой хартии осмысленного и ответственного рыболовства, позволяющего использовать природные ресурсы с максимальной отдачей, но без риска перелова и избыточной нагрузки на популяции.
Глава Рыбного союза объяснил, что не все страны сегодня хотят подписывать это соглашение, но если основное мировое сообщество поддержит его, остальные будут вынуждены присоединиться.
Ведущий научный сотрудник «ВНИИ Экология» кандидат биологических наук Станислав Белеков добавил, что сегодня к бесконтрольному использованию рыбных запасов в центральной части Северного Ледовитого океана, выходящей за пределы исключительной экономической зоны, ученые относятся отрицательно.
Это связано с тем, что рассматриваемая часть Северного Ледовитого океана, прилегающая к Северному полюсу, является наиболее уязвимой акваторией к любому воздействию человеческой деятельности. Сама экосистема этой части Ледовитого океана имеет крайне упрощенную структуру. Пищевые цепи, приближенные к Северному полюсу, наиболее упрощены. Они подвержены даже легкому воздействию деятельности человека.
— Больше всего воздействие отражается на одном из основных компонентов пищевой цепи — рыбных запасах, — говорит Станислав Белеков. — От них зависит существование тех видов животных, которые обитают в этой части Ледовитого океана, например кольчатая нерпа, морской заяц. От кольчатой нерпы зависит выживаемость всех белых медведей. Таким образом, бесконтрольным выловом может быть нанесен такой ущерб всей экосистеме, который закончится катастрофой.
Возвращаться — хорошая примета
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, в свою очередь, замечает, что Россия в последние годы, к сожалению, ушла из Мирового океана за редкими исключениями.
— Сегодня россияне в открытом океане работают очень мало, — рассказывает Мартынов. — Но возвращаться туда нам надо. Это записано у нас в морской доктрине. На сегодняшний день в стране ни одно предприятие не готово выйти в океан в формате экспедиции. А ведь у нас есть перспективные районы промысла в Тихом океане, в Антарктиде, в других частях Мирового океана. Вот тут-то рыбакам нужны государственные субсидии для добропорядочных (а не бандитствующих) рыбаков, готовых выйти в открытый океан.
По его мнению, если россияне не будут ловить в отдаленных водах, через какое-то время сложится негативная практика нашего неучастия, нашего отсутствия в акваториях.
— Ведь не исключено, что такая практика впоследствии получит и квотируемый принцип распределения прав, — указывает эксперт. — То есть те, кто уже ловил, те и будет получать долю. А РФ вполне может остаться за «бортом».
По сведениям Strategy Partners, на начало 2023 года на промысле за пределами исключительной экономической зоны России находилось 120 отечественных рыбопромысловых судов, в иностранных портах — 90 судов. Отечественные рыбаки ведут промысел по квотам, выданным Российской Федерации в рамках международных межправительственных соглашений в области рыболовства. Традиционно российский флот добывает в зарубежных водах атлантическую сельдь, путассу, сайду, зубатку, палтуса, морского окуня, скумбрию, ставриду, сардину, сардинеллу и другие промысловые объекты.
Дмитрий Алексеев
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”