Подъем рейтинга доверия Путину продолжится, но откат все равно неизбежен
Ведущая американская социологическая компания Gallup недавно сообщила, что рейтинг доверия граждан РФ президенту Владимиру Путину достиг 83%. Впрочем, этими цифрами она мало кого удивила: у их российских коллег данные получаются даже выше. По мнению экспертов, теоретически рост доверия может и продолжиться. Но откат все равно неизбежен.
Резкий скачок за счет Крыма
Исследователи из Gallup отмечают, что одобрение президенту среди россиян находится на одном из самых высоких уровней за последние годы, пишет «Независимая газета».
Можно проследить на графике, представленном на сайте компании, что 83% было в уже далеком 2008 году, то есть до наступления экономического кризиса и временного ухода Владимира Путина из Кремля. А вот затем его рейтинг покатился вниз – до 54% в 2012–2013 годах. И вот теперь такой резкий скачок, который объясняется в основном, по выражению американцев, «аннексией Крыма».
Американские социологи вместе с одобрением действий главы государства зафиксировали еще и согласие граждан с выбранным руководством страны курсом – 73%, крепкую уверенность в высокой боеспособности Вооруженных сил РФ (78%), повышение доверия к деятельности правительства – 64%. И даже честностью российских выборов теперь наши люди в целом удовлетворены. 39 против 23%, которые отмечались годом раньше. Да и вообще Россия – это свободная страна, потому что, по подсчетам Gallup, так считает 65% ее граждан.
Посмотри теперь на данные российских социологов. Если Левада-Центр считал, что рейтинг доверия к Путину составил 83% еще в мае, а за июнь выводил его на уровень 86%, то фонд «Общественное мнение» на июнь дал 80%, а ВЦИОМ – всего-то 73%. Правда, тут речь шла о готовности россиян проголосовать за Путина как за президента на будущий срок, а такие цифры всегда ниже одобрительных рейтингов.
Пределов нет
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что у россиян, таким образом, срабатывает защитная реакция и вызвана она прежде всего серьезным политическим давлением извне. «В том числе и оппоненты президента относятся к нему сегодня с возрастающей симпатией, защищают своего президента, поскольку именно это давление мобилизует население, – поясняет эксперт. – И чем оно будет сильнее, тем больше будет уровень этой мобилизации и соответственно одобрения президента». Как только изменится вектор политики США, произойдет естественное снижение его рейтинга, убежден Мухин.
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко такие высокие рейтинги также объясняет тем, что в нынешней ситуации какой-либо альтернативы Путину граждане не видят. Не исключено, что подобное сплочение общества происходит вокруг флага с ощущением, что весь мир против нас, замечает эксперт «НГ». Он напомнил, что это чувство активно работало в советские годы и теперь, похоже, вернулось. Макаренко не сомневается, что рост сменится падением, но предупреждает: когда это случится, пока не знает никто.
Откуда скачок?
Между тем глава Левада-Центра Лев Гудков напомнил «НГ», что еще в январе–декабре этого года готовность голосовать за Путина была на самом низком уровне за все время его правления. Только 30% россиян готовы были поддерживать его политику. «Люди говорили, что устали ждать выполнения обещаний. И 60% среди опрошенных предпочитали, чтобы в 2018 году президент сменился». Но пропаганда, связанная с событиями в Украине, стимулировала рост одобрения. И нынешние показатели еще не предел. В августе-сентябре 2008 года рейтинг Путина составил 88%, напомнил Гудков.
Он объяснил нынешний резкий скачок статистических показателей так: «Вся эта история – это скорее некая великодержавная и агрессивная компенсация массового чувства неполноценности, национальной униженности. Чувство хронического унижения, зависимости выразилось в одобрении этой агрессивной позы, тона и демонстрации силы прежде всего самим себе», – цитирует эксперта «НГ».
При этом на фоне высоких рейтингов происходят изменения в стране. Например, ужесточаются условия действия граждан в Интернете, растворяется всякая оппозиция режиму – уличная уже названа «пятой колонной», а парламентская превращена в клоунаду. Это неудивительно, считает Борис Макаренко, «трудно властям удержаться от того, чтобы не закрутить гайки в такой выгодной ситуации, ведь потом люди могут опомниться и этого уже не позволить».
Евгений КОСТИН
Фото: job-in-net.ru