До сих пор не ясно, использовали ли ополченцы ЗРК.
В Киеве озвучили новую версию произошедшего 17 июля в небе над Донецкой областью. Украинские власти выразили уверенность в том, что малайзийский пассажирский лайнер ополченцы сбили не попавшим в их распоряжение украинским зенитно-ракетным комплексом «Бук», а ЗРК, переданным повстанцам из России. Российская сторона свою причастность к катастрофе отвергает.
Как пишет РБК, СБУ опубликовала несколько записей разговоров ополченцев, где те говорят о получении «Бука» 14 июля и удачной попытке сбить самолет в день падения Boeing 17 июля. Официальный представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Андрей Лысенко заявил журналистам, что в СНБО есть информация о том, что на территорию Украины зашли установки, которые могут сбивать самолеты на большой высоте. «Среди них была и установка «Бук», — цитирует Лысенко издание.
У повстанцев изначально не было ЗРК такого типа в боеспособном состоянии, констатировал генпрокурор Украины Виталий Ярема. «После того как был сбит пассажирский самолет, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов «Бук» и С-300. Захвата этого вооружения не было», — заявил он в четверг «Украинской правде».
Ранее украинские официальные лица допускали возможность того, что ЗРК «Бук» захватили повстанцы у украинской армии. Представитель штаба антитеррористической операции Алексей Дмитрашковский 30 июня заявил, что ополченцам достались два грузовика и один ЗРК «Бук».
Это вооружение находилось на территории военной части украинских вооруженных сил А-1402 в Авдеевке, в окрестностях Донецка. Военная часть служила штабом 156-го зенитно-ракетного полка, на вооружении которого состояли три дивизиона «Бук-М1», каждый из которых состоял из трех батарей. Первоначально дивизионы располагались в Авдеевке, Луганске и Мариуполе, но после присоединения Крыма к России они отправились в район Мелитополя для развертывания зоны ПВО у новой границы.
29 июня, когда стало известно о переходе военной части под контроль ополченцев, российские государственные СМИ растиражировали сообщения о том, что небо над Донецком будут защищать зенитно-ракетные комплексы «Бук».
Представитель СНБО Андрей Лысенко на следующий день подтвердил факт перехода части под контроль повстанцев. «По решению командира вся техника выведена из строя и не работает, боевикам осталась только территория. Ими также занят штаб части ПВО», — сказал он. Дмитрашковский тогда заявил, что «Бук» — «нерабочий».
Между тем украинский военный эксперт Алексей Арестович уверен, что из части А-1402 была вывезена вся техника, включая «Буки», около двух месяцев назад, и ополченцы смогли захватить только одну пуско-заряжающую машину (она лишь внешне похожа на установку «Бук»). При этом Арестович подчеркивает: «У «Бука» есть особенность. Он стреляет на встречном курсе. Самолет упал у Шахтерска, и стрелять могли только с востока, где не могли находиться украинские войска и их средства ПВО».
На протяжении двух с половиной недель до катастрофы малайзийского лайнера представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик не отрицали, что в распоряжение их ополченцев попали ЗРК. Поддерживающий мятеж на востоке Украины российский политолог Сергей Кургинян даже заявлял 13 июля, что по его приглашению на Донбассе идут работы по починке комплекса.
Теперь представители ополчения называют Кургиняна провокатором и опровергают наличие у них ЗРК. Представитель премьер-министра ДНР Александра Бородая Сергей Кавтарадзе в четверг говорил РБК, что у ополчения нет такого вооружения, которое могло бы сбить самолет на высоте 10 км. Сообщения о захваченных ранее ЗРК в разговоре с РБК в пятницу он назвал «информационным спамом».
При этом представители США заявили, что сепаратисты едва ли смогли бы управлять столь сложной техникой без помощи специалистов. «Мы не исключаем, что такая помощь могла предоставляться российским военным персоналом», — заявила постпред США при ООН Саманта Пауэр на экстренном заседании Совбеза.
Российская сторона причастность к катастрофе отвергает. Собеседник ИТАР-ТАСС в Министерстве обороны России заявил, что никакие виды российских вооружений, в том числе комплекс «Бук», не пересекали границу с Украиной. «Скрытно это сделать невозможно», — заявил он.
Как отмечает РБК, Минобороны России в распространенном в пятницу сообщении отметило, что в районе катастрофы украинская армия развернула 27 пусковых установок ЗРК «Бук-М1».
Андрей АРТЕМЬЕВ
Фото: idiot.fm