Авиакомпаниям предписали высаживать людей при духоте в самолетах
Росавиация и Ространснадзор потребовали от авиакомпаний исключить случаи нахождения пассажиров в самолетах с высокой температурой воздуха. Надзорный орган попросил их незамедлительно высаживать людей в случае духоты в салоне. А Росавиация также поручила перевозчикам не летать в жаркие районы на воздушных судах с дефектами, снижающими эффективность системы кондиционирования на борту. Им необходимо обеспечивать и поддерживать на борту температуру воздуха в пределах 20–25 °C согласно СанПиН. В Госдуме призвали Минтранс закрепить эти допустимые значения микроклимата в Федеральных авиаправилах, чтобы авиакомпании соблюдали их.
Высадить за борт
Росавиация и Ространснадзор потребовали от авиакомпаний исключить случаи нахождения пассажиров в самолете при высокой температуре воздуха в салоне. «Известия» ознакомились с соответствующими письмами.
Так, глава Госавианадзора (управление Ространснадзора по надзору в гражданской авиации) Владимир Ковальский указал, что в воздушном законодательстве РФ сейчас отсутствуют требования, регламентирующие допустимую температуру воздуха на борту. Поэтому он призвал авиаперевозчиков «неукоснительно руководствоваться» действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями на транспорте, утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно им, допустимые значения в пассажирской кабине должны составлять от 20 до 25 °C.
Надзорный орган попросил авиакомпании закрепить эти нормы в своих внутренних руководящих документах «с последующим информированием членов экипажей в целях неукоснительного соблюдения». Кроме того, компаниям нужно исключить посадку пассажиров в самолеты, если температура в них превышает допустимые значения. А в случаях, если при подготовке борта к вылету, уже после посадки, поддерживать допустимые значения по каким-то причинам невозможно, то им следует незамедлительно высадить людей в терминал аэропорта.
В свою очередь руководитель Росавиации Дмитрий Ядров в целях обеспечения безопасности полетов, поручил главам перевозчиков при выполнении рейсов в районы с жаркими климатическими условиями исключить эксплуатацию воздушных судов с неработающей вспомогательной-силовой установкой (ВСУ) или с отложенными дефектами, которые могут спровоцировать снижение эффективности системы кондиционирования или регулирования температуры в кабине.
При планировании полетов, в том числе в другие страны, авиакомпаниям нужно учитывать климатические условия, а также проводить дополнительные инструктажи экипажей о порядке их действий и взаимодействия с наземными службами аэропорта при задержке вылета, говорится в письме Росавиации.
Кроме того, при задержках рейсов перевозчикам предписали предпринимать незамедлительные меры по исключению длительного нахождения пассажиров на борту в случае, если невозможно оперативно устранить выявленную неисправность. Также им необходимо исключить посадку людей в самолеты с неустраненными неисправностями, не позволяющими приступить к выполнению рейса.
Организациям гражданской авиации Росавиация поручила также провести по типам воздушных судов анализ наличия, достаточности, эффективности уровня знания и полноты выполнения эксплуатационным составом процедур использования системы кондиционирования в условиях экстремальных температур.
Температурный вопрос
В пресс-службе Ространснадзора подтвердили «Известиям» направления авиакомпаниям таких рекомендаций. Там указали, что вопрос температуры в самолетах регулируется санитарно-эпидемиологическими требованиями, а ответственность за их нарушение лежит в сфере административных правонарушений и регулируется КоАП РФ, что не входит в зону компетенций службы.
В Госдуме предложили закрепить допустимые значения температуры воздуха на борту пассажирских судов в федеральных авиаправилах, поскольку этот параметр влияет на комфорт и безопасность перевозки пассажиров, особенно в летний период. С такой инициативой к министру транспорта Виталию Савельеву обратился зампред комитета по охране здоровья, кандидат медицинских наук Сергей Леонов («Известия» ознакомились с его письмом). Депутат указал, что на практике температурные требования СанПиНа «часто не соблюдаются в силу того, что не дублируются в воздушном законодательстве».
— В салоне самолета с ростом температуры растет и концентрация углекислого газа. Это весьма опасная среда для людей в целом, и особенно для тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. В итоге всё может закончиться приступом стенокардии, — сказал депутат.
В пресс-службе «Аэрофлота» сообщили «Известиям», что письмо Ространснадзора с предложениями о соблюдении обозначенных требований поступило в адрес авиакомпании и принято во внимание. Там указали, что поддержание комфортных, в том числе температурных условий в салоне воздушного судна — это один из обязательных элементов стандарта сервиса, которые перевозчик обеспечивал и будет обеспечивать.
— Следует также учитывать, что в деятельности любой компании, не только работающей в сфере авиаперевозок, имеют место обстоятельства непреодолимой силы, которые могут существенно повлиять на производственные процессы, что и продемонстрировала, например, недавняя ситуация с погодными условиями в Дубае, — отметили в «Аэрофлота».
Кроме того, там уточнили, что перевозчики, работая в закрытом инфраструктурном пространстве аэропортов, во многом зависят от оперативности и ресурсов наземных аэропортовых служб.
— Таким образом, ни одна авиакомпания не застрахована от ситуаций кратковременного превышения температурного режима на борту воздушного судна при полностью исправной системе кондиционирования на этапе руления или стоянки, что показало произошедшее в Бангкоке с рейсом Аэрофлота SU815 26 марта, — пояснили в «Аэрофлоте».
Там добавили, что в предупредительных целях компания усилила взаимодействие с наземными службами всех аэропортов в преддверии летнего сезона.
В Red Wings сообщили, что в их внутренних документах уже отражены требования к значениям температуры воздуха в салоне, и авиакомпания предпринимает все меры, чтобы поддерживать значения в пределах 20-25°C.
— При подготовке к вылету в жаркое время с пассажирами на борту всегда работает стационарная система кондиционирования или наземный источник. Также по решению командира воздушного судна кабинный экипаж открывает двери, а на выходе из них организовывается дежурство бортпроводника, — пояснили в организации.
В других крупных авиакомпаниях, Минтрансе, Росавиации и Роспотребнадзоре на запрос «Известий» не ответили.
Обязать исполнять
Поддерживать температурный режим в самолетах, которые стоят на земле — это более сложная задача, она требует от перевозчиков дополнительных расходов (на наземный источник кондиционирования, работу вспомогательной силовой установки), отметил руководитель аналитического центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Федор Борисов. Тем не менее, по его словам, экономить на этом нельзя, потому что это не услуга, а требование, и речь идет не столько о комфорте, сколько о безопасности и здоровье пассажиров.
— Было бы правильнее продублировать допустимые температурные значения на борту воздушных судов в авиационном законодательстве, чтобы это стало для перевозчиков обязательной нормой, а не просто рекомендательной, — указал эксперт.
Если установить четкие критерии (допустимый уровень температуры) и строгие требования, как действовать, то авиакомпании станут их придерживаться, а если будут только общие рекомендации, то перевозчики начнут действовать «по обстоятельствам», согласился исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В случае закрепления этих норм в федеральных авиаправилах за соблюдением авиакомпаниями требований будет следить регулятор в лице Росавиации, добавил Федор Борисов.
Эксперт считает, что верхний порог микроклимата в самолетах (25 °C) должен быть снижен. Это выше рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения температуры в помещении (24 °C). При этом надо учитывать специфику бортов, где очень компактно находится много людей, которые сами являются источником тепла, пояснил он.
По словам главы «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова, для защиты своих прав пострадавший пассажир может подать жалобу в Роспотребнадзор или обратиться в суд за компенсацией причиненного вреда, а также предъявить претензии перевозчику за попытку оказать заведомо некачественную услугу.
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”