Тройственные союзники

Летом пройдут первые учения США, Японии и Южной Кореи

На Корейском полуострове накаляется обстановка: летом США совместно с Японией и Южной Кореей проведут первые совместные учения. Фактически это означает создание военного союза. Одновременно с этим в Сеуле пригрозили Пхеньяну отказаться от соглашения 2018 года, по которому запрещаются маневры вблизи неформальной границы между КНДР и Южной Кореей. Подробности — в материале «Известий».

Летние маневры

Министры обороны Японии, Южной Кореи и США Минору Кихара, Син Вон Сик и Ллойд Остин договорились «институционализировать трехстороннее сотрудничество в области безопасности, включая политические консультации на высоком уровне, обмен информацией, трехсторонние учения и сотрудничество по оборонным обменам путем разработки рамок трехстороннего сотрудничества». Об этом стало известно по итогам их встречи на полях конференции «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре.

Стороны, в частности, договорились провести летом маневры, а также штабные учения Freedom Edge для обсуждения региональных проблем в области безопасности.

При этом, какое число участников маневров планируется и какая техника будет задействована, не уточняется. В Минобороны Японии объяснили, что сотрудничество важно из-за «всё более сложной обстановки в области безопасности», в частности, на Корейском полуострове.

Впоследствии газета The Japan Times пояснила, что эти новые инициативы помогут «зацементировать военные связи между странами», особенно на фоне растущих опасений, что на пост президента США будет переизбран Дональд Трамп, который может игнорировать обязательство Вашингтона по защите двух азиатских стран.

Вероятно, политики в трех странах осознали, что открылось окно возможностей, и это вынуждает их действовать быстро.

Не ходить на цыпочках вокруг Китая

Министры обороны трех стран также осудили недавнюю серию пусков 18 баллистических ракет со стороны Северной Кореи, которая последовала после неудачи с выводом на орбиту второго шпионского спутника.

В совместном заявлении главы Минобороны трех стран особо выделили Китай, раскритиковав его «опасное и агрессивное поведение» в Южно-Китайском море. Президент Южной Кореи в последнее время разочарован протестом Пекина на размещение на юге Кореи американского противоракетного комплекса THAAD, а также нежеланием Китая пресечь ядерные амбиции КНДР.

«Администрация [президента Южной Кореи] Юна не видит особой пользы в том, чтобы ходить на цыпочках вокруг Пекина», — говорится в публикации The Japan Times.

В основе сближения сторон лежит трехсторонний пакт, достигнутый на саммите в американском Кэмп-Дэвиде в августе прошлого года. С тех пор число совместных оборонных инициатив возросло.

В конце октября 2023 года страны провели первые трехсторонние воздушные учения, за этим в начале ноября последовало соглашение о начале консультаций на высоком уровне о противодействии киберактивности со стороны КНДР.

Также до конца прошлого года страны договорились начать обмениваться данными в режиме реального времени о ракетных предупреждениях со стороны Пхеньяна. К концу этого года Вашингтон, Сеул и Токио планируют «оптимизировать этот механизм обмена данными», чтобы обеспечить способность не только сдерживать провокации, но и противодействовать им.

От конфронтации к сотрудничеству

Отношения между Южной Кореей и Японией в последние десятилетия были довольно напряженными — во многом из-за японской оккупации полуострова с 1910 по 1945 год. Во время Второй мировой войны около 200 тыс. корейцев были обращены японцами в сексуальное рабство.

Сеул настаивал на компенсации. Вначале власти Японии выступали категорически против, однако впоследствии сторонам не без помощи США удалось договориться по этому вопросу, смягчить длившуюся десятилетиями напряженность и уладить исторические разногласия.

На форуме в Сингапуре министры обороны Южной Кореи и Японии провели отдельную встречу, на которой договорились возобновить полноценные обмены информацией по оборонным вопросам на высоком уровне.

«Многие полагают, что это «новая эра» в трехстороннем партнерстве. Другие при этом задаются вопросом, сможет ли нынешняя политическая тенденция сохраниться. Ведь в отношениях Японии и Южной Кореи были свои взлеты и падения. Чтобы снизить риск нового разворота, Вашингтон, Сеул и Токио работают над скорейшим оформлением трехстороннего сотрудничества в оборонной сфере», — пишет The Japan Times.

Опасаются изменений в Белом доме

«Внутренняя политика, похоже, является основным фактором, определяющим временные рамки. Все три стороны пытаются закрепить достигнутый прогресс, чтобы сохранить альянс на плаву, сделать его максимально устойчивым перед лицом потенциальных изменений в Белом доме», — считает эксперт по международным отношениям и доцент Токийского университета Себастьян Маслоу.

Политолог добавил, что в прошлом и Япония, и Южная Корея были более склонны корректировать свою внешнюю политику по отношению к Китаю, избегая трений, которые могли бы нанести вред их торговым отношениям с Пекином.

«В последние годы эта позиция изменилась: и Сеул, и Токио демонстрируют большую готовность защищать свои национальные интересы в отношениях с Пекином. Однако при этом Токио и Сеул по-прежнему опасаются поставить под угрозу региональную стабильность путем изоляции Пекина», — отметил специалист.

По его мнению, пока неизвестно, приведет ли это к принятию Сеулом поддерживаемых США и Японией конкретных мер, направленных на сдерживание китайских амбиций.

Пока не союз

Директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин в разговоре с «Известиями» отметил, что пока речь идет только о шагах в направлении формирования альянса.

— Создание действительно многосторонней структуры и вовлечение Южной Кореи в трехстороннее взаимодействие — это цель американской политики на протяжении нескольких администраций. Большое движение в направлении этого было предпринято еще в президентство Барака Обамы, — пояснил политолог.

По словам эксперта, главное препятствие на этом пути — нестабильность политики Сеула по данному вопросу.

— Позиция Южной Кореи по трехстороннему взаимодействию и по отношениям с Японией очень сильно зависит от того, какая партия находится у власти в тот или иной момент. В период президентства Мун Чжэ Ина отношения между Сеулом и Токио были сильно осложнены, о подобном взаимодействии речи не шло, — рассказал специалист.

Однако при нынешнем лидере, который представляет консервативное крыло южнокорейской политики, такое сотрудничество развивается, добавил Кашин. По его словам, южнокорейские эксперты не уверены, насколько это партнерство сохранится.

— Американцы, очевидно, надеются, что они смогут за текущий период президентства Юна Сок Ëля сформировать такую институциональную базу сотрудничества, что даже в случае прихода новой политической силы к власти ее не получится так быстро разрушить, но риски всё равно есть, — полагает аналитик.

Политолог уверен, что это может привести к формированию тройственного альянса в перспективе, но пока предстоит пройти определенный путь.

— Китай и Россия прекрасно это понимают. Отношения России с США — это одна история, отношения с Японией — другая, они сложные, но там и близко нет такого накала, как с Вашингтоном. Южная Корея, как говорит посол РФ Георгий Зиновьев, — это наименее недружественная из всех недружественных России стран, — отметил эксперт.

Кашин добавил, что с Сеулом у Москвы сохраняется политический диалог, несколько месяцев назад состоялся визит замминистра иностранных дел Андрея Руденко в Южную Корею. Он полагает, что каких-то поспешных или резких шагов, скорее всего, не будет.

— Это направлено в первую очередь против КНР, китайцы обычно используют различные каналы влияния на Южную Корею. Учитывая высокую зависимость Сеула, впрочем как и Токио, от отношений с Пекином, очевидно, будет соблюдаться определенный баланс в поведении этих стран, — подытожил специалист.

Ксения Логинова

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Выше средних

Далее

Золотая лихорадка

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru