Глобальный Юг не желает хранить свои резервы на Западе
Индийское правительство приняло решение о выводе из британских хранилищ принадлежащих Нью-Дели 100 т золота. Согласно официальной информации, распространенной в СМИ, сделано это «с целью диверсификации хранения, а также из логистических и коммерческих соображений». В том, что на самом деле скрывается за мягкой дипломатической формулировкой индийцев, разбирались «Известия».
Отдать на время
Традиция хранить золотой резерв за пределами своей страны имеет свою довольно длительную историю. Еще накануне Второй мировой войны французское правительство, обеспокоенное возможным вторжением германских войск, решило поместить золото страны в надежный иностранный сейф. Швейцария для этого не подходила из-за слишком близкого расположения к источнику опасности. Большая часть запасов драгоценного металла Франции в итоге был переправлена через Атлантический океан — в США.
После окончания войны Париж обратился к Вашингтону с предложением вернуть французское золото «по принадлежности». Американцы, неожиданно для Франции, ответили отказом. Официальная мотивировка была такова: драгметалл в Штаты отправляли частные лица. Право частной собственности — дело святое, а потому вмешательство французского государства в сделку есть неправомерное действие. Доводы Парижа «частные лица были уполномочены правительством переправить принадлежащее Франции золото через океан» Вашингтон не убедили.
Однако через некоторое время президенту Шарлю де Голлю удалось перехитрить Федеральную резервную систему США. В 50–60-х годах прошлого века американский доллар всё еще имел привязку к золоту и должен был обмениваться по строго определенному курсу — $35 за тройскую унцию. Де Голль обязал правительство и банки собрать всю имеющуюся в стране американскую наличность. Доллары загрузили на военный корабль и доставили в США. А французский президент потребовал от американского (тогда такое еще было возможно) обменять «зеленые» на золото. Так в августе 1965 года во Францию вернулись 4400 т ее драгоценного металла.
Трюк де Голля сработал только один раз: пару лет спустя его попыталась провернуть ФРГ, но безуспешно. Американская администрация заявила, что «нахождение золота, принадлежащего немецкому государству в Соединенных Штатах, является гарантией нахождения войск США в Германии, препятствующих нападению на нее СССР».
Несколькими годами позже США отказались от золотого обеспечения доллара, таким образом, обмен по принципу «трюка де Голля» из обязательного превратился в формально возможный, а фактически — в невозможный.
Кризисная ситуация
После этого государства, хранившие золото в Штатах, не пытались вернуть свой металл долгое время — до момента, когда разразился мировой финансовый кризис 2008 года.
Вера в денежные знаки стремительно таяла, и правительства многих стран решили в своих золотовалютных резервах срочно увеличить первую составляющую. Лондонская биржа металлов забурлила сделками по золоту, цена на которое резко пошла вверх. В обстановке всеобщего ажиотажа не обошлось, естественно, без скандалов.
В 2009 году Китай приобрел на Лондонской бирже 70-тонную партию этого драгметалла. Доставленное из Англии в КНР золото было подвергнуто тщательной проверке на соответствие заявленным характеристикам. Китайцы даже не остановились перед тем, чтобы нарушить механическим воздействием целостность нескольких слитков. Для получения ответа на вопрос, а нет ли внутри «кирпичиков» чего-то, что там не должно быть, эксперты просверлили в слитках дырочки. Образовавшуюся стружку отправили в химлаборатории на анализ. Который показал, что «кирпичики» лишь покрыты золотом, а под его слоем внутри — вольфрам.
Пекин, обнаружив обман, выразил протест. Лондонская биржа ответила по принципу «лучшая защита — нападение», заявив, что китайцы сами и подделали слитки. Из Поднебесной указали, что «такого не может быть, ибо на золоте стоит клеймо ФРС США. А нанесенные на него регистрационные номера свидетельствуют, что металл долгое время хранился в Форт-Ноксе. Так как ФРС не подпускает к своим хранилищам никаких ревизоров, ни опровергнуть, ни подтвердить слова китайской стороны оказалось невозможным. Вместо официальной информации мир наполнился слухами, из которых исходили подозрения в отношении всех участников сделки — Великобритании, США и Китая. Через некоторое время тема сошла на нет, ответ на вопрос «кто виноват?» получен не был.
Обнаруженное мошенничество с золотом побудило хранившую свой драгметалл в Банке Англии Венесуэлу потребовать от британцев вернуть Каракасу 211 т золота. Хранение венесуэльского резерва в Лондоне объяснялось близостью места складирования к мировой бирже металлов — не надо было тратить миллионы на дорогостоящую перевозку золота через океан в ту или другую сторону.
Англичане развели руками: мол, рады бы, но не получится — у нас хранится только 99 т, а остальное мы распределили (чтобы лучше сберегалось, разумеется) между несколькими дружескими банками: JP Morgan Chase, Barclays, Standard Chartered и Bank of Nova Scotia. Все названные финансовые учреждения — активные игроки Лондонской биржи металлов. Стоявший у руля Боливарианской Республики Уго Чавес заподозрил неладное и усилил требования возврата. В конце концов ему удалось добиться от англичан передачи 150 т венесуэльского золота, а еще около 60 т так и осталось на хранении в Лондоне. Больше ни Чавесу, ни сменившему его Николасу Мадуро выдрать не удалось. И даже наоборот — в последующие годы Каракас увеличил объемы складируемого в Британии благородного металла еще на 80 т.
Распродажа МВФ
Параллельно венесуэльско-британскому развивался еще один «золотой конфликт». Чтобы как-то купировать возникшие в мире финансовые проблемы, Международный валютный фонд решил распродать часть принадлежащих ему резервов. Только за год с небольшим — с сентября 2009 года по декабрь 2010-го организация продала 403 т золота. После чего возглавлявший в тот момент МВФ Доминик Стросс-Кан обратился в ФРС с просьбой вернуть фонду принадлежащие ему еще 191 т металла. Федрезерв отказал, не посчитав нужным даже объяснить причины этого.
Стросс-Кан попытался настаивать на своей просьбе, но в середине февраля 2011 года его арестовали за попытку изнасилования горничной отеля «Софитель». У МВФ появился новый гендиректор — Кристин Лагард, которая с подобными требованиями к ФРС уже не обращалась. Через несколько месяцев выяснилось, что Стросс-Кана оговорили, горничная призналась, что ее заставили оболгать честного человека и даже перевели на ее счет за это гонорар в $100 тыс., но было уже поздно.
В 2013 году попытку вернуть золото из США с ответхранения предприняла Германия. После долгих «терок» немцы перевезли-таки на Родину (к концу 2017 года) 674 т благородного металла. Из хранившихся в Форт-Ноксе 3300 т.
В 2015 году участие в «параде выражения недоверия ФРС» предприняли Нидерланды, которым удалось вернуть домой 120 т золота из-за океана. Доля хранимого золотого запаса Нидерландов в США таким образом, снизилась с 50 до 30%. Австрийский центральный банк вывез из Банка Англии 140 т своего драгметалла.
В 2016 году Турция заявила, что хранить свои резервы в США она считает «опасным делом». Анкаре удалось вернуть 29 т своего золота из США и почти 200 т — из Банка Англии.
Повод для волнений
Несмотря на описанные прецеденты, процесс отзыва золота с хранения из США и Британии массовым назвать было нельзя. В мире оставалось немало еще государств, которые продолжали верить в порядочность и надежность Лондона и Вашингтона. Согласно заявлениям Минфина США, в 2019 году в Форт-Ноксе находилось 216 млн тройских унций золота (почти 7 тыс. т). По данным Всемирного золотого совета — 8133,5 т. По оценкам различных экспертов, общая стоимость хранимого благородного металла на сегодня составляет $657 млрд. Из них Штатам принадлежит масса, оцениваемая в $429 млрд. Чье еще золото там лежит, данные не публикуются. Но вряд ли это важно для того, чтобы определить, что процесс вывода драгметалла теперь может приобрести лавинообразный характер.
Западные страны после начала СВО почти сразу в качестве реакции приняли решение о заморозке $300 млрд российских средств, находящихся за пределами РФ. В течение двух лет мир выжидал: решится ли Запад реализовать свои обещания присвоить себе эти деньги, представив это как акт благотворительности — направив на помощь Украине. Теперь, когда решение использовать украденные у России деньги на вооружение Киева принято, а в некоторых странах происходит конфискация российской собственности, мир забеспокоился.
Дополнительным поводом для волнений выступает неважная экономическая ситуация в Штатах. И, если для ее «успокоения» нужно будет воспользоваться чужими средствами, не занимая их и даже не спрашивая разрешения «временно попользоваться», в Вашингтоне пойдут на это с легким сердцем, это общеизвестно.
Поэтому в первые месяцы 2024 года восемь стран так называемого Глобального Юга уже заявили об имеющихся у них желании и необходимости отозвать свое золото «с западного хранения» — Нигерия, ЮАР, Гана, Сенегал, Камерун, Алжир, Египет и Саудовская Аравия. Индия стала девятой. Пока единственной, обозначившей конкретный объем вывоза и, по-видимому, с самой большой заявкой.
Владимир Добрынин
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”