Сегодня многие ключевые торговые объекты в столице имеют возраст старше 10 лет и нуждаются в обновлении, подчеркивают NF Group
Больше половины торговых объектов Москвы (60%) морально устарели и нуждаются в обновлении. Об этом региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева рассказала «РБК-Недвижимости».
«По нашей оценке, сегодня около 60% торговых объектов в Москве нуждаются в реновации. Сегодня многие ключевые торговые объекты в столице имеют возраст старше 10 лет», — сказала Евгения Хакбердиева.
По ее словам, часть из крупных ТЦ (например, «Мега», «Метрополис») проводили некоторые обновления в процессе операционной деятельности. Но многие объекты остаются в том виде, в каком были построены 10-15 лет назад. В некоторых случаях необходимо обновить фасады, общие зоны, а в некоторых случаях — необходимо менять инженерию, что сопоставимо с новым строительством, поясняет эксперт.
Проводить реновацию ТЦ собственников стимулируют арендаторы, формирующие запросы на современные качественные площадки, а также конкуренция с недавно построенными объектами, отмечает эксперт. «Есть объекты, даже в центральной части города, которые ранее были неинтересны. Сегодня туда готовы зайти крупные арендаторы, но — после реновации. На этом фоне девелоперы задумываются о переформатировании и обновлении под конкретного якорного арендатора», — рассказала региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group. Есть запросы на реновацию от ТЦ рыночного формата в спальных районах, которые чувствуют конкуренцию с городскими ярмарками и районными объектами ADG в бывших кинотеатрах, добавила она.
Реновацию ТЦ тормозят недостаточные инвестиции. «Владельцы психологически не готовы вкладываться в свои объекты, построенные 15 лет назад. Сейчас они уже отбили все инвестиции и получают пассивный доход. А здесь им нужно начинать все заново», — пояснила Евгения Хакбердиева.
В будущем доля морально устаревших объектов может продолжить расти, не исключают в NF Group. «Но мы надеемся, что из этих 60% часть пойдет на реновацию, а их заместят другие. И так будет идти процесс обновления», — подытожила эксперт.
По предварительным итогам первого полугодия 2024 года доля свободной площади в московских торговых центрах составила 6% — вдвое ниже, чем за аналогичный период прошлого года (12%), и стала минимальной с 2014 года. Падение вакансии связано с низким вводом новых площадей на фоне активности арендаторов.
Фото: pixabay
По материалам: “РБК Недвижимость”