Камерам по лампочке

В ГД предложили мгновенно информировать о нарушении ПДД

В Государственной думе предлагают дополнительно информировать водителей, нарушающих ПДД, о том, что их проступок зафиксирован камерой. Об этом их будут предупреждать сами комплексы, подавая лихачам сигнал красного света. Эксперты неоднозначно отнеслись к этой инициативе. Подробности — в материале «Известий».

Лихачам светит «красный»

На рассмотрение правительства направлены поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (копия законопроекта имеется в распоряжении «Известий»). Они предусматривают введение дополнительного механизма информирования водителей, нарушивших ПДД, о допущенном ими правонарушении.

«Стационарные средства фиксации и передвижные средства фиксации одновременно с фиксацией нарушения правил дорожного движения подают сигнал красного цвета», — говорится в тексте законопроекта.

Как рассказал «Известиям» автор законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, подобная мера должна на психологическом уровне заставить водителя, нарушившего ПДД, в дальнейшем быть более законопослушным.

— Если проинформировать водителя о допущенном им нарушении ПДД сразу, а не через несколько дней, то психологически это положительно влияет на его дальнейшее поведение на дороге. В этом случае автомобилист уже чувствует себя нарушителем и далее движется более аккуратно, — рассказал «Известиям» парламентарий.

Предполагается, что камеры на дорогах получат дополнительные сигнальные фонари красного цвета, которые будут зажигаться, если аппаратура зафиксирует нарушение ПДД, рассказал депутат. Они, как и макеты патрульных автомобилей ДПС на дорогах или установленные на столбах так называемые шериф-балки, имитирующие работу проблесковых маячков машины ГИБДД, будут стимулировать автомобилистов к соблюдению ПДД, считает он. Кроме того, предложенная инициатива позволит не только «успокоить» водителя, но и заранее проинформировать его о том, что ему следует ожидать штраф, отметил Ярослав Нилов.

— Практика показывает, что по тем или иным причинам в ряде случаев так называемые «письма счастья» приходят с опозданием, когда уже вышли отведенные законом сроки для обжалования постановления и уплаты штрафа со скидкой в 50%. Предложенная мера позволит водителю, нарушившему ПДД, заблаговременно получить информацию о грядущем штрафе, проверить свой аккаунт на «Госуслугах» или зайти на почту за бумажным постановлением, — отметил Ярослав Нилов. Он подчеркнул, что подобная практика уже действует в ряде других стран, например в Белоруссии, и неплохо себя зарекомендовала.

«Идея хорошая, но есть вопросы»

С точки зрения психологии, довод депутата о том, что информирование водителя о только что совершенном им нарушении ПДД вынудит его соблюдать правила в дальнейшей поездке, верен, считает психолог Владислав Подоляко.

— У подавляющего большинства людей, которым указывают на их ошибки или проступки, возникает чувство стыда. В последующем, они, как правило, стараются изменить свое поведение, — отметил он.

Сама по себе идея информировать нарушителей ПДД, о том, что они попали в объектив камеры и их ждет штраф, неплохая, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Однако к ее реализации с технической точки зрения есть много вопросов, отмечает он.

— Как быть, если нарушение зафиксировано на МКАД или другой многополосной дороге, кому из водителей будет адресован красный сигнал? А как быть в ситуации, если камера «стреляет в спину»? Возникают вопросы и к финансовой стороне инициативы: сигнальными лампами придется оснастить все 30 тыс. комплексов, которые работают на российских дорогах, доработать программное обеспечение устройств. Сумма получится внушительная, на чьи плечи она ляжет? — задается вопросами эксперт.

Внимательный водитель, как законопослушный, так и нарушитель, заметит камеру и без дополнительных подсказок, постарается заранее сбросить скорость или не допустить какое-то другое нарушение ПДД, отмечает Максим Кадаков. А если автомобилист рассеян на дороге и не заметил камеру, то никто не даст гарантию, что он увидит моргание красной лампочки на приборе, подчеркивает он.

— А если сигналы будут слишком яркими, они будут только отвлекать водителей от дороги, слепить их, особенно ночью. А это уже может негативно сказаться на безопасности дорожного движения, — считает главный редактор «За рулем».

Непонятен и юридический статус такого предупреждения в виде сигнала красного света, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Официальным извещением он считаться, по действующему законодательству, не может, подчеркивает юрист.

«Терминаторы» на дорогах

После оснащения комплексов фотовидеофиксации красными лампами российские дороги станут похожими на декорации к фантастическому боевику, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— Такие «красноглазые Терминаторы» вдоль трасс будут лишь констатировать факт нарушения, но не предупреждать их. Поэтому необходимость в таких изменениях выглядит сомнительной, — отмечает он.

С ним согласен член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Он также называет предложения депутатов по дополнительному информированию водителей о зафиксированном нарушении ПДД избыточным.

— С 1 сентября вступают в силу четкие требования к размещению камер на дорогах. В них указано, что аппаратура может фиксировать нарушения ПДД через 150–300 м после знака «Фотовидеофиксация» и не менее чем через 100 м после знака, обозначающего начало населенного пункта. Этого вполне достаточно, чтобы водитель, не прибегая к экстренному торможению, снизил скорость до установленных пределов, чтобы не попасть в объектив камеры. Если он этого не сделал, это его вина. В том, чтобы дополнительно показывать автомобилисту, что он нарушил ПДД, особой необходимости нет, — заявил Игорь Моржаретто «Известиям».

Больше пользы принеслибы установленные на обочинах информационные табло с радарами, которые не фиксируют нарушения, а извещают водителя, что он превысил разрешенную скорость, считает член президиума общественного совета при МВД РФ. Такие системы широко распространены за рубежом, однако на российских трассах встречаются крайне редко, отметил он.

Кирилл Сазонов

Фото: Новые Ведомости

По материалам: “Известия”

Ранее

В Минздраве рассказали, как протекает болезнь вейперов EVALI

Далее

Конвейер с письмом

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru