20% в меню
Минпромторг предлагает с 1 марта 2025 года ввести обязательную 20-процентную квоту на отечественные напитки в винных картах заведений. Ранее с подобной инициативой выступала Ассоциация виноградарей и виноделов России. Правда, в объединении заявляли о необходимости установить обязательную долю в 50%. Одни эксперты называют предложение откровенным лоббизмом. Дескать, навязывать рестораторам правила формирования собственную винной карты – история не совсем рыночная. Другие убеждены, что россиян надо знакомить с продукцией собственных производителей и тут как раз квотирование может помочь.
Россиянам станет проще ознакомиться с российским вином и выбрать его. Таким образом в пояснительной записке Минпромторг аргументировал необходимость своего нового законопроекта. Министерство планирует установить квоту в 20% на долю отечественного вина в меню кафе и ресторанов. Сейчас, по мнению ведомства, конкурентоспособность российской продукции ограничена засильем иностранных брендов в винных картах, в ассортименте сетей и на полках магазинов.
Между тем сейчас в российской рознице доля отечественных вин составляет не менее 60%, доля импортных вин находится на уровне около 40%. В общепите в прошлом году российские вина занимали порядка 10%, уступая место алкоголю из Италии и Испании. В нынешнем году рестораторы вдвое увеличили закупки из дружественных стран и нарастили предложение отечественного алкоголя на 30-50%.
«Предложенная мера усилит позиции российских вин – наши производители получат максимально комфортные условия для увеличения производства и завоевания популярности у потребителей», – говорит управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко.
Важно отметить, что согласно последним исследованиям Роскачества, качество отечественных вин не уступает зарубежным аналогам. При этом к любым директивным нововведениям для рынка нужно подходить очень взвешенно и осторожно, соблюдая главное правило: не навреди, подчеркивает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. «Рыночные методы, в числе которых здоровая конкуренция, традиционно вносят меньше искажений в бизнес-процессы, чем внешние обязательства. А выбор в пользу того или иного напитка в итоге будет делать потребитель, голосуя своим кошельком. Именно исходя из характеристик самого напитка, его вкусовых, ценовых и прочих характеристик будет зависеть, насколько востребованным он окажется», – отмечает эксперт.
В Минпромторге занимаются протекционистской политикой, то есть защищают своих собственных производителей, считает член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП России Анна Вовк. Если они этого не делают, то собственные производители никаким образом не развиваются или их в конкурентной неравной борьбе побеждают соседи. «Насчет лоббизма, да, конечно, он имеет место, и это нормально, – продолжает эксперт. – Сейчас на рынке создалась ситуация, когда очень много зарубежного вина в представленном ассортименте, а нашего недостаточно. Между тем наши производители могут выпускать много, хорошо, качественно».
По словам Вовк, нововведение не повлияет на винные карты ресторанов с какой-то аутентичной кухней. Иначе говоря, не получится так, что в японских или итальянских ресторанах будут вынуждены наливать отечественные напитки.
«Такие ресторанах обычно имеют в меню не только свои вина. Например, грузинские рестораны имеют в своем ассортименте французские вина. Тут уже вопрос к сомелье: как он составит винную карту», – заключает она.
Иначе эту ситуацию оценил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, инициатива Минпромторга связана с реакцией винодельческого лобби на стагнацию в отрасли. «Это происходит на фоне того, как в России наращивают обороты производители крепкого алкоголя и просто идет «бум» как в производстве, так и в открытии «стекляшек» – рюмочных, упрощенных точек продаж для быстрого опьянения, – продолжает эксперт. – На практике, думаю, что это идея мертвая, потому что владельцы ресторанов формально могут включить в меню российские вина, но будут ли они там на самом деле? Проконтролировать это никто не сможет».
По мнению Янина, квотирование – это плохой инструмент. «На деле мало что изменится, потому что люди предпочитают все больше и больше пить крепкой дешевой водки», – полагает эксперт.
Людмила Александрова
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”