В России отмечается бум заготовок овощей на зиму
Итог нынешней осени не рекордный урожай хлеба, а резкий взлет домашних заготовок на зиму. Спрос на жестяные крышки для закручивания банок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 18 %, на сами стеклянные банки – на 12 %, а на закаточные машинки – на 15 %. С чего бы это? Казалось бы, времена изменились и семьям вообще можно не обременять себя запасами. Связался с доставкой — и еда уже дома: хоть в жару, хоть в снег, хоть в дождь…Однако в условиях растущей инфляции и постоянного подорожания продуктов, население в массе своей все равно делает ставку на домашние заготовки: так как-то спокойнее зимовать.
Мода на домашние заготовки овощей на зиму изменчива. Вспомним начало 2000-х годов: россияне забросили свои огороды и перестали консервировать овощи. В магазинах был полный ассортимент, кстати, в то время там продавались фермерские, то есть натуральные продукты. Наше бурное время только добавило сервиса в продовольственном снабжении россиян. Вам не просто продадут еду, а еще и привезут на самокате прямо к подъезду.
Но, оказывается, нет ничего надежнее российских традиций, наших скреп и бабушкиных секретов создания стратегических запасов «на всякий пожарный случай». Во всяком случае, об этом свидетельствуют свежие данные профильного сервиса, отслеживающего соответствующие покупки россиян. Они-то и зафиксировали рост спроса в этом году на «баночно-закруточный» ассортимент на 12-18%.
– Не забывайте, что консервированные овощи – это продукт длительного хранения, – поясняет кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. – В зависимости от рецептуры приготовления они могут храниться год-два, а то и три. Любовь к заготовкам обусловливается двумя факторами. Либо низкими вкусовыми качествами магазинной продукции. Либо экономической нестабильностью: люди пытаются застраховать себя от дальнейшего роста цен. И обе эти причины в нынешнем году совпали.
Естественная реакция россиян вполне себе подтверждается и данными Росстата. Так, в минувшем году в России было произведено 2,6 миллиона штук стеклянных банок – на 16,7 % больше, чем в 2022 году. Цены на эту стеклотару тоже не стояли на месте, увеличившись примерно на 11%.
Между прочим пару лет назад в сетях активно дебатировался вопрос наличия в продаже жестяных крышек для закручивания банок. Оказывается, что они, как и многие другие товары, находились в сильной импортозависимости, отечественная продукция своими силами выпускала только около четверти от потребностей внутреннего рынка. Но сегодня этой проблемы нет. И наши промышленники поднавалились, да и дружественный Китай пришел на помощь.
Ну, а по поводу стеклянной тары для консервирования (3-литровых и 0,7-литровых банок) проблем в принципе не было и нет. К тому же банки не крышки, они служат верой и правдой по несколько лет, поэтому спрос на них не очень-то и высокий.
– Сейчас я квашу капусту в эмалированных бачках, – рассказывает фермер из Звенигорода Ольга Ивлева. – Малосольных огурцов закатала чуть больше 200 трехлитровых банок, почти все уже продала, осталось несколько штук. Москвичи покупали по 7-8 банок, цена по 1,5 тысячи каждая. А что вы хотите? В Москве на рынке один огурец стоит 100 рублей. А у меня банка может в подвале простоять два года. Чем не запас?
О преимуществах долгоиграющего хранения (кстати, если открыть банку, то ее лучше съесть в течение недели) говорит доктор экономических наук и по совместительству фермер Дмитрий Валигурский.
– Цены на ингредиенты относительно стабильные, – рассуждает он. – А качество продукта зависит от домохозяйки. Если в погребе стоит 15-20 банок разных солений, да еще и три мешка картошки, то и зима может показаться не такой уж суровой…
О суровой зиме хорошо знают жители сибирских регионов. В последние годы они на всю зиму готовят… борщ. Разливают его по полиэтиленовым пакетам, замораживают, как ягоды. А в нужный момент разогревают.
В общем, «дорогие россияне» не утратили связь времен и в любой момент готовы использовать дедовские технологии. Неслучайно в этом году аналитики отмечают резкий рост (в разы) продаж семян картофеля и овощей для мелких хозяйств в 6-10 соток.
Владимир Чуприн
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”