В колледжах будут учить профессиям для работы с ИИ
В национальном перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования в 2025–2026 годах появятся направления, которые позволят молодежи изучать машинное обучение, создавать компьютерные игры и многое другое. Это следует из нового проекта приказа Министерства просвещения РФ. Он размещен на официальном сайте, рассказывающем о подготовке нормативных правовых актов. Для выпускников девятых классов обучение новой специальности в колледжах или техникумах займет три года 10 месяцев, после 11-го на освоение профессии понадобится два года 10 месяцев, рассказали «Известиям» в Минпросвещения России.
Новые профессии в IT
В России с 2025/2026 учебного года можно будет освоить новые специальности по 3D-моделированию, работе с ИИ, а также разработке игр. Освоить ставшие популярными профессии смогут те, кто закончил девятый или 11-й класс. Образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности» также включает тестирование информационных систем, разработку программных модулей, иммерсивных и мультимедийных приложений.
В Ассоциации педагогических колледжей (АПК России) отмечают, что для подготовки, например, разработчиков игр важно добавить практические задачи по их созданию, ввести такие задачи в выпускные квалификационные работы. При этом источником педагогических кадров могут быть более 100 компаний-разработчиков в России. Они заинтересованы во взращивании кадров.
Образовательные программы должны быть гибкими, указывает замгендиректора Национального агентства развития квалификаций (при Минтруда России) Алла Факторович. Это возможно, когда в них есть базовое «ядро» (научная деятельность, надпрофессиональные компетенции) и модули, соответствующие современному запросу работодателей.
— Самым эффективным для освоения новых профессий, конечно, будет проектное обучение, успешно применяемое по другим программам IT-профиля. Молодые люди еще во время обучения получают возможность разрабатывать IT-продукты, при этом большая их часть носит не учебный характер, а выполняется по заказам бизнеса, — говорит Факторович.
При этом бывший министр труда РФ, депутат Госдумы Оксана Дмитриева прогнозирует, что «стандартное программирование, которому могут обучить в техникуме, вскоре заменят специализации по искусственному интеллекту».
— И слишком серьезных перспектив у выпускников техникумов, за исключением особо талантливых, ждать, как водится, не придется, — считает собеседница. — Очевидно, что они будут проигрывать IT-специалистам с физическо-математическим высшим образованием, зато будут более конкурентоспособными по сравнению с многочисленными юристами и политологами, переквалифицировавшимися срочно в IT-специалистов.
При этом проблема преподавателей в этой области стоит очень остро, поскольку зарплата в среднем профессиональном образовании в разы меньше, чем у хорошего IT-специалиста в любом секторе, подчеркнула спикер.
Движки образовательной программы
Профессионалитет в области работы с ИИ, 3D и в сфере разработки компьютерных игр должен опираться на хорошую математическую основу у студентов, а также давать возможность развиваться дальше по профильным специальностям в вузах, полагает вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анна Кулашова.
— Профессионалитет мог бы готовить большое количество специалистов. Однако, если речь идет о сложных игровых движках, либо эффектах, то потребуются также глубокие знания в области теоретической механики, промышленного программирования, компьютерной графики, базирующиеся на серьезном фундаменте высшей математики, — комментирует Кулашова.
Директор Института прикладных компьютерных наук ИТМО Антон Кузнецов напоминает, что уже сегодня владение ИИ-навыками становится необходимым для абсолютно разных профессий, не только в области IT. Поэтому обучение искусственному интеллекту нужно начинать как можно раньше. Уже сейчас в физико-математических школах элементы ИИ внедряют в образовательную программу 9–10 классов, замечает специалист.
— На данный момент есть огромная нехватка специалистов, способных применять методы машинного обучения для решения прикладных задач в различных отраслях, — констатирует эксперт. — Для создания действительно эффективных образовательных программ требуется не только постоянное обновление учебных материалов, но и глубокая связь с индустриальными и научными партнерами.
Руководитель лаборатории AI компании «Первый Бит» Владимир Фадеев отмечает, что специализированная подготовка должна включать программирование на Python, работу с API, основы математики и теории вероятностей.
— Студенты должны уметь тестировать и настраивать нейросети, готовить датасеты для тренировки моделей и оценивать их работу с применением методик и алгоритмов тестирования, — говорит Фадеев. — Программа должна содержать информацию об архитектуре компьютеров и современных GPU, чтобы обучающиеся лучше понимали возможности нейросетей и учились работать с локальными моделями.
Исполнительный директор АЛРИИ Вячеслав Берсенев полагает, что для специализации «игры» важно изучать графический дизайн, механику игр и пользовательский интерфейс, а для направления «ИИ» — модели машинного обучения, статистику и основы нейронных сетей. Учебные программы должны быть ориентированы на проектную деятельность и включать реальные кейсы, которые позволят студентам участвовать в разработке простых приложений и знакомиться с актуальными задачами.
Что должны включать новые программы
Обучение школьников после девятого класса профессиям в области геймдева поможет им лучше адаптироваться к будущей карьере в игровой индустрии в целом и успешнее подготовиться к поступлению на профильные программы высшего образования — в частности, отмечает руководитель Центра разработки игр Университета Иннополис Тимур Фазуллин.
— Если говорить о направлениях, которые могут преподавать в колледжах, то я бы выделил несколько ключевых, начиная с геймдизайна — основы разработки игры, ее концепции, — говорит спикер. — Обучение геймдизайну поможет мыслить более системно и разовьет навыки создания интересных механик, проектирования уровней и прототипирования. Студенты освоят визуальное программирование и научатся работать с популярными игровыми движками, такими как Unreal Engine и Unity.
Эксперт НИУ ВШЭ Денис Поздняков замечает, что компьютерные игры уже сегодня используются не только как развлекательные инструменты, но и в целях образования и развития навыков, тестирования социальных моделей. Есть целое индустриальное направление — «серьезные игры», — в рамках которого разрабатываются цифровые тренинги и виртуальные тренажеры.
Эксперт Центра искусственного интеллекта СКБ Контур Дмитрий Иванков считает, что оптимальные учебные программы в колледжах и техникумах должны сочетать в себе три основных компонента: крепкую теоретическую базу, причем не только относящуюся к ИИ напрямую, но и к компьютерным наукам в целом, практическую часть, чтобы реализовывать знания на задачах и проектах, и регулярное обновление самой программы, так как отрасль постоянно движется вперед, многие знания быстро утрачивают актуальность.
Руководитель проектов развития AI-решений Directum Илья Петухов уверен, что с 2025 года студентов следует начать обучать основам промпт-инжиниринга, аналитики, создания IT-инфраструктуры.
Возможные источники кадров для преподавания — IT-компании и игровые студии, а также университеты и научные центры, считает руководитель направления Т1 Искусственный интеллект (Холдинг Т1) Сергей Голицын.
— Партнерство с компаниями позволит предоставить ресурсы для обучения, проводить мастер-классы и стажировки, — говорит специалист. — При этом сам бизнес только выиграет от таких инвестиций: вложения в подготовку специалистов окупятся, когда они выйдут на рынок в поисках работы.
Гендиректор «Ланит-Терком» Вадим Сабашный согласен с мнением коллеги, но возражает: практикующие специалисты не всегда готовы брать полную ставку преподавателя или полный курс, это может быть решено вводом композитных курсов, когда на одной дисциплине лекции читают несколько преподавателей.
Дмитрий Алексеев
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”