Как не быть лузером по жизни

Что определяет успех и что ему мешает

Каждый из нас так или иначе стремится быть успешным. Об этом непрерывно говорят, к успеху призывают, агрессивно рекламируют и навязывают с экранов ТВ и гаджетов, успеху учат, собирая целые стадионы, о нем написано множество пособий и целый ворох современных научных работ. Как стать успешным? В наши дни для этого придумана куча рецептов, на эксплуатации которых озолотилась целая индустрия. И нет сомнения, что к подобным теоретикам как раз пришел и практический успех, в отличие от основной массы мечтателей. Ожидание успеха во многом заменило реальные дела. Таков ироничный оскал нашей продвинутой эпохи. Что же скрыто под понятием успеха?

Категория эта социально-философская и в культурах различных стран имеет свои оттенки. В традиционном понимании успех связан с проявлением воли, рационального расчета, активностью и индивидуальными личностными качествами. В своей экономической основе при капитализме это понятие сведено к деньгам. Идеал успеха содержится в той самой формуле американской мечты, которая искусственно навязывается всей планете и где финансовая независимость и умение выгодно себя «продать» ставятся во главу угла.

Не секрет, что в «цивилизованном» западном мире порог уважения зависит от количества нулей на банковских счетах. Там деньги — высочайшая добродетель и мера успеха. И считается за благо любыми средствами рваться к богатству, растаптывая всех, кто стоит на пути. Все это в духе западного протестантизма. «Парижанин себя в грош не ставит, если чувствует, что у него карманы пусты, и это сознательно, совестливо, с великим убеждением», — писал Ф.М.Достоевский.

Путей к успеху множество, и воля каждого, по какому пойти. Во времена СССР больше говорили о труде, общественной пользе и простом человеческом счастье. В ходу была аксиома: «Хорошо трудись, и счастье найдет тебя». И как это сейчас ни кажется удивительным — всё сбывалось! То, что мы в наши дни называем успехом, в массовом сознании тогда было связано с результатами и победами на своем рабочем месте, в учебе, спорте, науке, с познанием и общим благом. Была потребность творить, сказать свое слово в профессии, а не интриговать за бонусы и «золотые парашюты». Когда читаешь о людях той эпохи, героизме, трудовых подвигах, кажется, что это были инопланетяне. Присущая им морально-ценностная шкала, особенно тем, кто прошел тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, поражает и не поддается никаким сравнениям с точки зрения современности.

В отличие от американца для советского человека было дикостью связывать движение вперед к поставленной цели с личным обогащением. Вот один из примеров, приведенный в газетном очерке тех лет. В 1936 году советские летчики обнаружили в Арктике следы американской экспедиции 1905 года и, мягко говоря, были поражены, увидев, что ее участники шли не в одной связке, не держались друг за друга, а в суровых условиях вечной мерзлоты устроили весьма рискованное соревнование, кто быстрее всех достигнет цели. Как оказалось, «сердцем экспедиции была ее чековая книжка». Каждый преодоленный градус широты к вершине Земли оплачивался организаторами по четкой схеме. Мысли о деньгах затмили саму идею штурма полюса и стали главным стимулом для американских полярников. К такому успеху они пробирались сквозь льды. Участникам советской экспедиции, «людям нового мира», казалось невероятной сама мысль о том, чтобы кто-то предпринял попытку покорения полюса лишь ради собственного обогащения, а кто-то оплатил чужие усилия ради увековечивания своего имени. Эти «тараканьи бега» не были одухотворены высокой идеей служения людям, своей Отчизне. И неслучайно воспоминания о той «золотой» полярной экспедиции, финансируемой Уильямом Циглером, быстро растворились, не оставив следа в истории.

С нелегкой рыночной руки сорняки «успеха» засеяли и наше постсоветское пространство. На сломе эпох, в 90-е, к нам пришло ложное понимание счастья, успеха, корень которых, оказывается, не в коллективном труде и личных достижениях на общее благо, не в любви к своему делу и гордости за Отчизну, не в скромности и уважении к другим людям, а в разнузданном индивидуализме и «бабках». Жизнь превратилась в анекдот. Беседуют два приятеля. Один спрашивает: «Ну что, устроился?» Второй отвечает: «Нет, еще работаю». Правильным стал успех «бессердечного чистогана», перетекающий в понятие удачи — счастливого случая. В глазах окружающих успешен тот, кто богат, ну, или таковым выглядит, имеет влиятельных родственников или покровителей. В тренде погоня за иллюзией успеха или его атрибутами. Подобная философия пронизывает молодежную и офисную среду. Зачастую статусный аксессуар обгоняет саму личность. Без своей крутой тачки, к примеру, некоторые такие «успешные» остаются голыми и для себя, и для окружающих.

Помню, как один коллега цинично морщился, когда видел, что прикид у тех, с кем он общался, совсем небрендовый. Даже свою жену он выбрал по закону равенства карманов и аксессуаров во время курортного знакомства. У него вызвал дикий восторг тот факт, что у будущей избранницы не только внедорожник, но и такой же навороченный, как и у него, мобильник. Мгновенно последовало предложение руки и сердца. В современном обществе товаром становятся даже чувства и любовь. К слову, этот модник занимал большую должность в одной серьезной структуре, но в конечном итоге слетел с нее от подобного взгляда на жизнь и успех. Манерного пижона быстро спустили на землю высокие начальники в скромных серых водолазках. «Кто спорит: хорошо, что делаются вещи, которые служат человеку. Но нехорошо, если человек становится мусорницей для вещей». С метким высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери точно не поспоришь.

Капитализм — штука суровая, но еще страшнее прикрываться пассивным ожиданием успеха. Великий футбольный гений Пеле говорил: «Успех не случаен. Это тяжелый труд, настойчивость, обучение, учеба, жертва и, прежде всего, любовь к тому, что вы делаете или чему учитесь». Труд конкретен, а успех расплывчат. Так некоторые стали искать путь к личностной реализации и счастью не практическим, трудовым, а теоретическим путем, словно подсказку в каком-то квесте. Кстати, многие из подобных теоретиков, размышляющих про успех, в реальности никогда по-настоящему и не работали. Один мой знакомый ищет свое призвание уже долгие годы. «Я готов проявить волю, но пусть мне подскажут, куда ее направить. Кто из меня призвание вытянет, расшевелит мои способности и направит в нужное русло?» — сетует о наболевшем мужчина в расцвете сил. Подобные поиски могут затянуться до глубоких седин, а в оправдание будет сказано: «Нет у нас достойных педагогов (коучей), вот на Западе — там да…». Не удивлюсь, если в продаже появятся чудо-таблетки для успеха. Мечта современных Обломовых.

Но ведь успех это, по сути, и есть реализация призвания, он априори не может быть случаен и требует больших усилий. И на уровне государства в России уже есть попытки повернуть молодежь в правильное созидательное русло, приобщить не к иллюзиям, а к реальному труду. Это и волонтерское движение, и возрожденные студенческие стройотряды. И своевременное, важное решение президента Владимира Путина ввести с 1 сентября 2024 года в российских школах уроки труда, адаптированные с учетом современных реалий. Набирает обороты промышленный туризм, где вместо офисных и развлекательных локаций школьники посещают заводы, лаборатории, сельхозпредприятия, медицинские учреждения, определяются с выбором жизненного пути. И есть надежда, что мысли о труде в скором времени вытеснят из молодого сознания бесплодные фантазии об иллюзорном успехе. Счастье венчает победу за усилия и труды, оно заложено в рвении, усердии, служении желанному, в преодолении сопротивления, в напряжении сил, а не в беззаботном прозябании и грезах.

Алексей Синенко

Фото: pixabay

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Заморозка вкладов

Далее

Нововведения в законодательстве изменили порядок дарения «квадратов»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru