Почему работа ОБСЕ вызывает упреки и у российской, и у украинской стороны?
На данный момент на Украине и ее границе с Россией находятся более 250 наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако к их деятельности у обеих сторон конфликта, скорее, больше упреков, нежели благодарности за реальную помощь. Наблюдатели не заметили ни нарушений на границе, ни репрессий мирного населения. А могли ли они вообще заметить что-то подобное?
Ограничены территорией
В первом докладе мониторинговой миссии ОБСЕ в Ростовской области не говорилось ни о колоннах бронетехники, которые, как утверждает официальный Киев, идут из России, ни об обстрелах украинской территории со стороны сопредельного государства. 30—31 июля члены ОБСЕ наблюдали «несколько групп из 10—12 молодых людей в одежде военного образца», пересекавших границу с той и другой стороны. Некоторые из них были, очевидно, ранены, в двух случаях на них были шевроны самопровозглашенной Луганской народной республики, но ни разу они не были замечены с оружием.
Как рассказала представитель ОБСЕ Наташа Раякович, работа наблюдателей «жестко ограничена» пределами двух погранпунктов, «Гуково» и «Донецк» (на территории Украины им соответствуют КПП «Червонопартизанск» и «Изварино»), так что они могут отчитываться «исключительно о том, что видят или слышат на этих двух КПП». Численность наблюдателей — 16 человек, включая ее руководителя Поля Пикара, а протяженность сухопутного участка российско-украинской границы в зоне конфликта (между российскими КПП «Кубышево» и «Донецк») составляет более 180 км.
Украинская сторона при этом утверждает, что поставки вооружений идут и водным путем — при наведении понтонных переправ через Северский Донец, а обстрелы касаются и территорий к северу. Наблюдателям ОБСЕ из миссии на Украине 6 августа Госпогранслужба Украины продемонстрировала повреждения от артиллерийских обстрелов на участке отдела КПП «Красная Таловка» (в 60 км к северу от «Изварино»).
Кстати, миссия по оценке ситуации на границе была создана решением Постоянного совета ОБСЕ 24 июля по российской инициативе. Однако если бы мандат миссии позволял наблюдателям осуществлять мониторинг всей границы, Россия никогда бы не пошла на ее создание, считает директор Центра комплексных европейских исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.
По соображениям безопасности
На Украине наблюдатели ОБСЕ присутствуют с начала марта, когда Киев в рамках «Венского документа 2011 года» запросил направление в Крым миссии наблюдателей для фиксации «необычной военной активности» дислоцированных на полуострове российских военнослужащих. В регион, оказавшийся под контролем Москвы, они так и не попали. Новая расширенная миссия — ее численность может составить до 400 человек (в настоящее время — 250) — была согласована ОБСЕ 21 марта с целью «снижения напряженности» на Украине в целом. География ее работы охватила почти всю территорию страны: Киев, Днепропетровск, Ивано-Франковск, Львов, Одессу, Харьков, Черновцы. С тех пор миссия в ежедневном режиме отчитывается о случаях нарушений прав человека.
Представители ОБСЕ должны также присутствовать в Донецке и Луганске, но в областных центрах они не работают с 3 мая и 11 июня соответственно. Штаб-квартира миссии в Киеве эвакуировала своих членов по соображениям безопасности — наблюдатели дважды попадали к ополченцам в заложники. Первая группа из четырех наблюдателей миссии пропала 26 мая в Донецкой области, со второй группой (также из четырех человек) связь была потеряна 29 мая в Луганской области. Они были освобождены только месяц спустя по условиям установленного между Киевом и повстанцами недельного перемирия.
Гарантии безопасности наблюдатели ОБСЕ от ополчения получили однажды — когда стали первыми из иностранцев, оказавшихся на месте крушения малайзийского лайнера Boeing 777 спустя сутки после катастрофы. В дальнейшем они координировали усилия международных экспертов, прибывших на место крушения, но их работа несколько раз прерывалась в связи с постоянными артиллерийскими обстрелами.
Не помогают, а мешают?
Как отмечает РБК, деятельность ОБСЕ за пределами пограничной зоны на местах неоднократно вызывала критику — прежде всего со стороны российских властей. В марте российский МИД обвинял организацию в том, что она не помогает «создать атмосферу диалога и конструктивного сотрудничества» из-за позиции ОБСЕ по аннексии Крыма, в мае — требовал «объективных и исчерпывающих данных» о боевых действиях в Донецке (после президентских выборов 25 мая украинская армия начала первое массированное наступление на позиции повстанцев).
Бордачев называет эту организацию политически неэффективной, которая подконтрольна США и их союзникам. По его словам, «в тактических случаях» России тем не менее удается использовать ее механизмы. Это касается, например, миссии ОБСЕ в Ростовской области. Он уверен, что ОБСЕ еще может сослужить службу — как одна из немногих оставшихся площадок для переговоров между Россией и Западом. ОБСЕ, в частности, является наравне с Россией и Украиной участницей трехсторонней контактной группы по урегулированию на Донбассе.
Тем не менее участие специалистов ОБСЕ будет расширяться. По предложению украинского президента Петра Порошенко распределением гуманитарной помощи, конвой с которой во вторник утром выдвинулся из Подмосковья в сторону Украины, займется Международный комитет Красного Креста (МККК), а сама колонна будет сопровождаться представителями ОБСЕ.
Андрей АРТЕМЬЕВ
Фото: en.ria.ru