Абхазия, получая от России миллионы долларов, не дает ничего ей взамен
После прошедших 24 августа президентских выборов в Абхазии некоторые аналитики заговорили о том, что не за горами тот день, когда маленькая республика войдет в состав РФ. Главным аргументом таких прогнозов называлась личность победившего на выборах Рауля Хаджимбы. Его, выходца из КГБ, обычно представляют как жесткого пророссийского политика, пишет газета «Версия». Однако, как предупреждает автор статьи Игорь Киян, с прогнозами и выводами торопиться не стоит.
Стертые границы
Интересно, что саму Абхазию россияне уже давно не воспринимают как другую страну. Среди туристов, например, уже давно стерты все границы, и они в разговорах между собой часто говорят, что «можно съездить или в Сочи, или в Абхазию».
Между тем, республика все же напомнила, что она не Россия, устроив в мае в Сухуми государственный переворот, отмечает издание. Представители оппозиции провели «народный сход», в результате которого действующий президент Александр Анкваб сложил полномочия. Его обвинили в узурпации власти и неспособности эффективно управлять республиканским бюджетом, который, к слову, очень скуден. Более того, демонстранты считали, что Анкваб прикладывал недостаточно усилий по сближению с Россией.
Как пишет Игорь Киян, для Абхазии отношения с Россией жизненно важны. Все прекрасно понимают: сколько ни говори о независимости, но только благодаря большому соседу республика держится на плаву. Даже больше: именно согласие Кремля официально признать независимость Абхазии вопреки международному мнению придало статус местной политической верхушке.
Деньги ушли в никуда
Стоит напомнить, что последние два десятка лет Абхазия находится в состоянии перманентного экономического кризиса. Россия же обеспечивает до 70% наполнения абхазского бюджета. Согласно данным «Версии», в соответствии с комплексным планом содействия социально-экономическому развитию Абхазии только с 2010 по 2012 год Москва перечислила в Сухуми 10,9 млрд рублей. А всего, начиная с 2005 года, общая сумма оказанной помощи превысила 16 млрд рублей (500 млн долларов).
Александр Анкваб позапрошлой весной попросил дополнительно 30 млрд. На эти деньги он обещал превратить всю республику в цветущий город-сад. Однако ещё в 2011-м Счётная палата РФ заинтересовалась тем, как абхазские власти расходуют передаваемые им деньги, напоминает журналист Игорь Киян. В итоге вышел скандал. Аудиторы, изучив сухумскую бухгалтерию, сразу же нашли нарушений на 346 млн рублей. Оказалось, деньги республиканские власти тратили бесконтрольно: средства на счета компаний-подрядчиков перечислялись без каких-либо правовых оснований, а отсутствие экспертизы проектно-сметной документации позволяло самовольно вносить изменения в сметы и увеличивать стоимость работ, уточняет «Версия».
Аудитор Счётной палаты Сергей Рябухин привёл ещё более шокирующие данные: план содействия развитию республики оказался выполнен всего на 53%.
Однако и наказать виновных в этом Россия не может, поскольку Абхазия, как известно, страна независимая, российские законы там не действуют. Скандалы привели лишь к тому, что Москва немного сократила объёмы финансовой помощи. Но деньги в направлении Сухуми по-прежнему «уплывают».
Зато, как отмечает автор статьи, сама Абхазия не спешит делиться своими богатствами. Хотя республика уже давно могла бы привлечь инвесторов. Например, вложиться в развитие туристической инфраструктуры готовы многие. Если бы не одно «но»: по абхазским законам россияне не имеют права владеть жильём. Даже у тех русскоязычных граждан, которые давно живут в республике, возникают проблемы. Так, несколько лет назад они обратились с открытым письмом к президенту Абхазии. «Стоит человеку ненадолго, буквально на несколько дней уехать – вернувшись, он уже застаёт в родном доме и чужие замки, и новых хозяев с угрозами убираться «в свою Россию», – жаловались люди. Искать же защиты у местных правоохранителей бесполезно: беды чужаков их интересуют мало. Потому уже не раз случались вооружённые нападения на российских туристов. Однажды здесь пострадал даже губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, который решил отдохнуть на пляжах Нового Афона.
Не только пляж и мамалыга
Справедливости ради стоит отметить, что Абхазия – это не только пляжи, копченый сыр и мамалыга. Например, в 2009 году Роснефть подписала с правительством республики договор о работе на Гудаутском шельфе, где запасы нефти оцениваются в 60 млн тонн, также месторождение располагает 30 млрд кубометров газа. В середине прошлого года Роснефть получила лицензию на разработку данного участка.
Теперь же начало работ может оказаться под вопросом. Дело в том, что избранный президентом Рауль Хаджимба не раз заявлял о том, что он не считает возможным добычу нефти на шельфе. Прежде таким же образом он выступал и против передачи абхазской железной дороги, восстановленной на российские деньги, в ведение РЖД, а также добычи щебня для укладки полотна. По мнению Хаджимбы, республика должна ориентироваться на туризм и сельское хозяйство.
Автор статьи приводит еще один показательный факт, который красноречиво говорит о том, как обходятся с финпомощью со стороны РФ. В начале августа на совещании по итогам реализации профинансированной Москвой программы по возрождению сельского хозяйства выяснилось, что 400 млн рублей потрачены зря. Эксперты установили, что стоимость работ была завышена в два-три раза. Как пишет Игорь Киян, «похоже на то, что деньги просто попилили».
«Абхазия должна быть интересна России, но интересна она может быть только тогда, когда у неё есть свои собственные позиции. А не просто как территория, на которой что-то можно делать. Мы не против того, чтобы Россия была здесь. Но мы хотим, чтобы Россия, будучи здесь, знала, с кем она выстраивает отношения», – заявлял Рауль Хаджимба.
«Довольно странные слова для представителя бедной страны, которая целиком и полностью зависит от России», – пишет журналист, замечая, что эта страна, по сути, давно является частью РФ. «А как ещё называть государство, практически всё население которого имеет на руках российские паспорта? Так, может быть, стоит довести наконец ситуацию до логического конца?», – задается вопросом автор. Он напоминает, что с такой идеей выступил в начале мая президент Международной ассоциации абхазо-абазинского народа Тарас Шамба, предложивший установить между Абхазией и Россией ассоциированные отношения, передав Москве часть властных полномочий. Однако местная политическая элита выступила категорически против, в том числе и Рауль Хаджимба. Неудивительно – лучше быть независимым и неподконтрольным, продолжая получать деньги.
В этой связи показательны слова бывшего премьер-министра Абхазии Леонида Лакербая, заявившего «Известиям»: мол, единственная реальная цель оппозиции – сместить действующую власть, чтобы получить контроль над серьёзными денежными вливаниями со стороны России. Только непонятно, пишет автор «Версии», что получает сама Россия от Абхазии кроме показной верности местных политиков?
Арсений СПИРИДОНОВ
Фото: rln.fm