Инвесторов зовут на море

Проблемы с доступностью и общая неопределенность останавливает бизнес от прихода в Крым

moКрымские порты будут модернизированы, а часть функций краснодарских портов, возможно, передадут новой республике. Это следует из программы развития портов Краснодарского края и Крыма, которую президент РФ Владимир Путин поручил пересмотреть и скоординировать.

Пока о стратегической роли портов Крыма говорить еще рано, считают эксперты. Но будущее у них, безусловно, есть.

Как пишет «Независимая газета», Владимир Путин заявил на совещании в Новороссийске о необходимости скорректировать программы развития южных портов. «Существующие и перспективные портовые терминалы Крыма и Краснодарского края должны дополнить друг друга, при этом следует максимально использовать преимущества и сильные стороны каждого порта, каждого логистического комплекса. В этой связи надо посмотреть, какие мощности надо развивать в Крыму, а какие – в Краснодарском крае», – цитирует президента издание.

Глава государства подчеркнул, что необходимо детально просчитать планы модернизации и развития крымских портов с тем, чтобы максимально загрузить их и вписать в транспортную систему России. Владимир Путин подчеркнул, что проекты развития транспортной инфраструктуры должны опираться на реалистические прогнозы загрузки портов, учитывать инвестиционные программы частных компаний. По его словам, частные вложения в портовую инфраструктуру занимают большой объем, и это важно учитывать в деятельности госструктур.

В то же время сейчас развитие портов юга России, по мнению Путина, сдерживают и ограниченные возможности Краснодарского железнодорожного узла.

При этом грузопоток, проходящий через морские порты России, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру на мировых рынках, уверенно растет, объявил президент на совещании. По его данным, в прошлом году объем вырос почти на 4%, а за январь–август текущего года увеличился еще на 6,4% и превысил 412 млн т.

Более трети всего грузопотока приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. Объем перевалки грузов за восемь месяцев вырос на 10,8% – это без учета портов Крыма и Севастополя.

Возможно, объявленная президентом ревизия портов окончательно решит судьбу и таких спорных проектов, как строительство крупнейшего в России сухогрузного порта в Тамани. Издание напоминает, что Минтранс настаивает на этом строительстве, призывая правительство выделить соответствующие бюджетные средства. Которые, к слову, и правда были запланированы в «Программе развития транспортной системы РФ в 2010–2015 годах». Однако в правительстве, похоже, склонны сэкономить на этом проекте и перенаправить зарезервированные для Тамани бюджетные средства на инфраструктуру в Крым – прежде всего на Керченскую переправу. Пока строительство на Тамани идет без привлечения бюджетных средств. Об этом вчера доложили Путину на совещании. Поэтому вопрос, выделят ли бюджетные средства в будущем, остается открытым.

На данный момент тема развития Азово-Черноморского бассейна не особенно привлекает бизнес. Ни предложений, ни инициатив, ни какой-либо однозначной позиции по этим вопросам не слышно, продолжает издание.

По словам аналитика «Инвесткафе» Романа Гринченко, инвесторы заняли выжидательную позицию. Их останавливает неопределенность. «Во-первых, на международной арене присоединение Крыма пока не урегулировано, а во-вторых, не определены действия правительства по развитию этих регионов и инфраструктуры», – пояснил он.

При этом эксперт считает, что идея развивать порты в Крыму небессмысленна. Но только при условии, что там построят мост через Керченский пролив. Тогда с большей выгодой можно будет поставлять на основную территорию РФ товары, принятые в портах Крыма.

Роль большинства портов Крыма сейчас далека от стратегической, потому что не налажено сухопутное сообщение полуострова с остальной Россией, соглашается аналитика компании «Альпари» Анна Кокорева. Однако этот ресурс можно выгодно использовать именно во внутренней торговле. «Регион необходимо интегрировать в экономику, делать доступным для бизнеса, и, пока нет сухопутного сообщения, вся нагрузка ложится на порты, – цитирует Кокореву «НГ». – Интерес со стороны бизнеса был низкий, потому что нужды осуществлять морские грузовые перевозки внутри страны не было. Сейчас он должен повыситься, ведь для бизнеса открыт новый регион, новый рынок сбыта, и крупные поставки товара туда невозможны без портов».

Директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин не исключает, что учитывая возможные крупные запасы нефти и газа в акватории Черного моря, сопоставимые, по данным некоторых экспертов, с запасами Северного моря, крымские порты могут стать важной частью инфраструктуры, которая будет задействована при разработке этих месторождений. Но это – события отдаленной перспективы, замечает эксперт.

Андрей АРТЕМЬЕВ
Фото: mejvodnoe.ru

Ранее

Победить коррупцию в зародыше

Далее

Одесситы захотели обрести статус Донбасса

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru