Если Ленина нет, значит все можно?

Дмитрий Галковский  – о событиях на Украине.

85

В.П. – Русский философ и писатель Дмитрий Галковский написал в своем блоге  ЖЖ,  что думает о сносе памятника Ленину в Харькове. Написал столь жестко и убедительно, что я отложил в сторону свое мнение на эту тему, и хочу познакомить наших уважаемых читателей с его точкой зрения, сопроводив ее своими небольшими замечаниями, сделанными впрочем чисто из присущей всей пишущей братии ревности и вредности характера.

Итак, слово Дмитрию Галковскому:

«На Украине продолжается уничтожение памятников Ленину, – вещь по всем человеческим меркам крайне поучительная.

Памятник есть овеществлённый символ определённой цивилизации, тем более если речь идёт о системе памятников и если это памятники-скульптуры, то есть символы не только овеществленные, но и олицетворённые.

Разрушение памятников на Украине происходит в самой отвратительной форме. Это беснующиеся по телефонному звонку свыше хунвейбины, как все хунвейбины неуверенные в своём праве (хотя бы по возрасту), и поэтому похожие на стадо мелких мартышек. Вчерашнее действо в Харькове происходило опять под покровом ночи, с Самодавом и Мордобоем – двумя античными божествами, сопутствующими любой акции, как сказал Порошенко, «благородного украинского народа».

3076

Зрелище получилось вполне голливудское. В центре города стоял монументальный колосс спокойного интеллигентного европейца, на него набросилась визжащая муравьиная куча турецких пигмеев – крики, вопли, корчи, пляски, шкрябание кусками отбитого монумента об асфальт, и апофеоз: чудовищный ор протокобзаря, ослепшего от удара порвавшегося троса. Теперь несчастный обречён остаток жизни ходить в метро христа ради, и скулить на домбре:

Що Ленинь кацапский учиниты

Тай мине, ясну соколу,

Очи зворывати,

Зворывати, тай я на Днипро милый

Любоватися не можу,

Коханых диток не зырковатю,

Ой-ёй-ёй, лихо мне, лихо!

Що тобы я здилал,

Истукан москальский,

Що ты надругався на Украйной,

У,у,

Над Украиной-ненькой,

Над сыним ейо,

У,у,

Поможите мне, луды добре,

Положте у торбу мине денежку,

Убогому, слипому,

У,у.

Вот человек себе место в системе общественных отношений и нашёл. Какое искал.

В общем памятники для того и делаются – пространство вокруг них магическое и любой человек, попадая в него, становится частью эстетической картинки. Эстетика же, в отличие от этики, никогда не врёт.

Довольно несложно убедить, что плохой человек это человек хороший. Но практически невозможно убедить, что уродливый человек прекрасен.

Можно оправдывать убийство нравственными соображениями, но невозможно оправдать убийство соображениями эстетическими. Убийство это разрушение, разрушающее в том числе самое себя. Поэтому чтение смертного приговора показывают сколько угодно, а саму казнь от мало-мальски просвещённого общества прячут за семью замками.

Харьков, как и подавляющее большинство украинских городов, отличается исключительной даже по советским меркам уродливостью. Памятник Ленину хоть как-то спасал отвратительную центральную площадь. А вот его уничтожение пространство гармонизировало – посмотрите, насколько пустой изгаженный постамент соразмерен и конгениален окружающим конструктивистским коробкам. Теперь всё ол-райт. Точно так же помойка майдана стала органичным кремлём перенаселённого украинскими крестьянами Киева. Ол-райт.

 Ôîòî Õàðüêîâà

Лет 20 назад я, разбирая этимологию советской интеллигенции, остановился на местных «Неуважайкорытах»:

«Приехал паренёк в большой город, устроился на завод. На заводе Старшой посредством трёх-четырёх похабных анекдотов объяснил, что “гениальный учитель и вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин” – притырок. А в мавзолее лежит кукла пластмассовая. После этого у паренька появилась странная кривая усмешка. В день получки у Старшого и ещё двух рабочих из шкафчиков пропали деньги. Невесту, студентку педучилища, – которую он до потери идеологической невинности вообще-то слушался, дарил цветы, готовился поступить в школу рабочей молодёжи, – напоил вином и лишил невинности физической, через месяц бросил беременную. Дальше-больше. А чего такого-то? Ленина-то нет. Если Ленина нет, то всё можно. Всё, значит, за деньги, из интересу. Ходит искурсоводша по Третьяковке – то-сё, «Явление Христа народу», духовность, а сама перед мужиками сиськами трясёт. Образуется мощный устойчивый рефлекс. Само слово «культура» ассоциируется с чем-то противным, с обманом, причём обманом грубым, связанным с какими-то животными отправлениями. При слове “Моцарт”, “Шекспир”, “Толстой” хочется сказать “жопа”. Поскольку советская власть всячески поощряла доступ хамов в храмы наук и искусств, то паренёк с кривой ухмылкой вполне естественно попадал лет через 5-10 в какой-нибудь институт мировой литературы. Ведь его на понятное-то уже и тянуло. Это было родное, своё, так как он всех этих Петрарок и Байронов ПОНЯЛ, РАЗОБРАЛСЯ, и дрожи на вступительных экзаменах не было (перед говном-то?). Дальше всё было хорошо – сытое безделье, уважение. Угнетало только одно – что приходится всю жизнь заниматься ГАДОСТЬЮ, какой-нибудь фламандской живописью или немецкой философией. Поэтому посреди выспренного словоблудия вольно или невольно постоянно прорывалась брезгливая ненависть: “спёр”, “прихлебала”, “художник от слова “худо”, “фраернулся”. Если посмотреть на коллективные фотографии сотрудников советских гуманитарных институтов, то там, среди прочих типажей (местный стукач, “блатной”, классный шут), вы всегда увидите криво улыбающегося и понимающе смотрящего в объектив “приземистого”.

К сказанному тогда сейчас можно добавить, что «приземистый» борец с культом Ленина это альфа и омега украинских гуманитарных факультетов. Ибо, за полной депрессивностью самой идеи южнороссийского ультволяпюка, и местный «стукач», и местный «блатной», и местный «шут» норовили устроиться на русскоязычные кафедры. А черноземная сила с траурной каймой под ногтями пёрла в сельские учителя украинского языка.

Расправу над Байронами и прочими Петрарками учинял сам перевод их творчества на украинский. Украинцы над этим открыто потешались, а те, кто им вторил, не понимали, что потешались они не над уродливым воляпюком, а непосредственно над европейским говном. Каковому противопоставлялись труды самих сельских учителей – Шевченок и Украинок.

При этом любая критика сельских родственников была табуирована, но недовольство всё равно не могло не клокотать. Ибо Шевченки и Украинки всю жизнь занимались откровенной ХЕРНЁЙ – писали стишки и пьески. Очевидно «за гранты» и «по методичкам» (а как иначе?).

Положение спасал тот факт, что 90% украинской культуры было культурой советской, и 50% текстов на украинском языке было ленинской партийной макулатурой. А Ленин не имел счастья родиться и вырасти в украинской деревне.

Поэтому вслед за мировой культурой, как и положено, в печь полетела и культура украинская. «Долой Ленина» на современной Украине это «долой письменную речь».

Что же остаётся в итоге? Хамство, воровство, ложь в глаза и драки на палках.

Ленин для русской культуры – некоторая культурная частность. Именно из-за частичного характера, с ней, при желании и к русской пользе, можно сделать что угодно. Можно высмеять, можно стереть ластиком, а можно превратить в элемент российского социал-демократического истеблишмента.

Для украинских условий Ленин, или точнее его культ, это попытка сказать что-то членораздельное людям, которые находятся на самом раннем этапе культуртрегерства. Именно в контексте Украины можно и должно разбирать всерьёз «вас Ленин вирклихт загте», и соответственно, что в лице Ленина отвергают власти и революционные массы современной Украины.

Когда потерпевшие военное поражение спартанцы обратились за советом к оракулу, они получили совет попросить себе полководца у Афин. Афиняне в насмешку направили в Спарту некоего Тиртея – хромого учителя, пишущего корявые стишки.

Тиртей же стал честно писать для спартанцев бездарные шовинистические агитки:

Мы жилистые амбалы, поросшие рыжей шерстью

Тупа-туп, тупа-туп,

Порвём всех на хрен

Тупа-туп, тупа-туп.

Нас мало, но у каждого в руках каменный топор

Тупа-туп

Вышибем мозги всем, кто недоволен

Тупа-туп.

На невежественных спартанцев примитивные вирши оказали такое колоссальное воздействие, что они быстро навели порядок со всеми соседями. Включая самих афинян.

Такова волшебная сила искусства.

Что советская цивилизация хотела сказать невежественным народам через Ленина? Или не хотела сказать, но всё равно сказала?

Возможно, многие элементы ленинского мифа слабо связаны с личностью реального Ленина, но речь там шла вот о чём.

1. Ленин был интеллектуалом. Он окончил гимназию с золотой медалью, а затем сдал экстерном университетский курс (это подавалось не как паллиатив высшего образования, а тоже как «золотая медаль»). Ленин знал много языков, всё время читал и написал уйму умных книжек. Он постоянно призывал трудящихся учиться. Ум, образование, интеллигенция (конечно «наша», советская) – это хорошо.

2. Ленин был добрым и весёлым. Он любил детей и кошек, заразительно смеялся, мог расчувствоваться от хорошей музыки. Быть добрым хорошо.

3. Ленин был скромным, ему лично ничего не надо было. Он всю жизнь проходил в одном костюме, жил, где придётся, довольствовался самым необходимым. Часто смущался, не терпел славословий в своё адрес, всегда порицал чванство и бюрократию, считал, что простой человек ничем не хуже богатых и достоин уважительного отношения.

4. Ленин знал и любил русскую литературу. Он был европейцем до мозга костей, очень высоко ставил европейскую культуру и долго жил в Европе. Но он не унижал и восточные народы. По своим взглядам был интернационалистом, ненавидел и презирал любые формы ксенофобии и шовинизма.

Те люди, которые сейчас уничтожают памятники Ленина, борются не с советской властью, благополучно ушедшей в прошлое более 20 лет назад, и не с Лениным, которого они не читали ни строчки, и знать не знают (до такой степени что, спроси, будут путаться в годах жизни). Украинцы борются со светской культурой европейского народа, которая досталась им в наследство от СССР, и которая мешает строить религиозное милитаристское государство.

Попирая остатки афинского истукана, молодые варвары бьют себя в волосатую грудь и орут:

1. Бумагомараки – хуйло. Это грантососы и москали, геть их. Да здравствует свинья, трактор и гранатомёт!

2. Москаляку – на гиляку! Маленький Бандера душил кошек, вырос – стал душить москалей. Жарь колорадов и их самок!

3. Главное в жизни – грОши! ГрОши е – человек. ГрОшей нема – хуйло! Иди, воюй за Украину – тебе заплатять грОши. А можно убежать и жить у Эвропе: тоже альтернатива – грОши же!

4. Пушкин, Гоголь и Тургенев – хуйло! Эуропа если грОши дае – фрей-фея. Бо грОшей не дае – хуйло! Поляки, словаки, венгры, румыны, молдаване и прочие соседи – говно люди, а кацапы – нелюди. Украина по-над всем, а кто не согласен, тому кулаком в рожу. А лучше – палкой.

В чем главная отличительная черта «гомо советикуса»? Вовсе не в следовании идеологии коммунизма – это частность, без которой вполне можно обойтись. Главная черта советского человека – абсолютное идеологическое самодовольство. В него влито через все отверстия такое количество елейных клизм, что он от ощущения собственной нравственной насыщенности слипся и светится.

Разумеется, такой человек атрибутирует себя советским только до тех пор, пока это идеологический мейнстрим. После любого серьёзного поворота он автоматически занимает положение абсолютного идеологического комфорта. Именно советский человек возглавил борьбу с советскими людьми, стал ниспровергать советских кумиров и требовать выноса Ленина из мавзолея.

Я напомню, кто возглавил советскую «деленинизацию». Это генерал-полковник Дмитрий Волкогонов, окончивший военно-политическую академию им. Ленина и руководивший отделом спецпропаганды Главного политического управления советской Армии и Военно-морского флота. До начала перестройки даже среди советских цензоров Волкогонов отличался усиленной ортодоксальностью: «почему мало цитируете Ленина?», «не отображён личный вклад в победу Леонида Ильича Брежнева», «что ваше издательство сделало к годовщине октябрьского пленума ЦК КПСС?»

Закончил же Волкогонов публичной квалификацией Ленина «серой и грубой личностью», «тираном» и «политическим авантюристом».

Так что на обломках ленинских монументов сейчас беснуются дети преподавателей КПСС в украинских вузах. Что закономерно.

 Ведь нормальный человек, чтобы стать русским или украинцем, должен был в 80-90-х годах осознать себя как человека советского. Несоветских людей в СССР не было, и разрушать этот строй стали тоже люди советские, а вовсе не эмигранты (давно вымершие) и не сердобольные соседи (способные только помогать и поддакивать, но никак не инициировать процесс).

Но, о чудо, советские люди в одночасье куда-то исчезли.

То есть они не исчезли никуда и даже не очень трансформировались.

Что естественно. Ведь даже белогвардейский миф это часть советской культуры. Не было никаких белогвардейцев в России. Они появились в феврале 1917 года, вместе с красной гвардией.

Что такое «мексиканец» в нашем мире? Это существо, употребляющие слова-маркёры, характеризующие его как мексиканца: «сомбреро», «текилья», «мачо», «синьорита». Но это РУССКИЕ слова, и они не могут не быть русскими. Иначе мы их не поймём. Это русские слова для обозначения мексиканца.

«Поручик Голицын» и «корнет Оболенский» это слова-маркеры советского языка, обозначающие русских, которые жили и даже местами доминировали в России 1918-1921 года, а потом стали специфическим сословием советского общества – одновременно и привилегированным, и бесправным («спецы/лишенцы»).

Реальный деятель «белого движения» с точки зрения «старорусского» человека – это шут и самозванец, мало отличающийся от Ленина…

И уже это делает «деленинизацию» бессмысленным занятием. Вы можете «бороться» со своими предками, но от этого других предков у вас не появится. А настоящие исчезнут. Так попытка поиска внутренней опоры оборачивается саморазрушающим сиротством.

В России процесс культурной акробатики более-менее плавно перешёл в естественную эволюцию советского строя (со всеми минусами и эксцессами). В варварской Украине свою культуру стали физически уничтожать, в надежде, что сам акт уничтожения явится переписыванием истории заново и волшебной трансформацией южнорусских крестьян в доселе не существовавший, – опять напомню бессмертную фразу Порошенко, – «благородный украинский народ». С тысячелетней культурой.

Но тысячелетняя культура в такой ситуации обернётся столетием бескультурья, десятилетием позора и годом краха. Это нынешние правители Украины вполне бы поняли – если бы у них было время для какой-то рефлексии.

Боюсь, однако, что история им этого времени не даст».

Послесловие.

В.П. –  Не соглашусь с Галковским в части оценки архитектурных достоинств Харькова. Может быть потому, что мой дед Павел был одним из руководителей строительства знаменитого харьковского Госпрома, шедевра советского конструктивизма. А может  по личным впечатлениям. Не уверен также, что Тиртей сочинял столь примитивные стихи. Греческие барды античных времен  были вполне способны скреативить нечто воодушевляющее и вместе с тем не пошлое, Например:

Слышишь, спартанец, война началася!

Бросай свою хату, в поход собирайся!

Смело мы в бой пойдем… и т.д.

Многие русские националисты, отвергающие и наше советское прошлое и Ленина, как его творца, считают Галковского самым ярким философом России, да и Европы последних десятилетий.  Конечно, в своем «посте» ЖЖ Галковский говорит не собственно о Ленине, а о ленинской мифологии, и о «бесконечном тупике»  укронацистов и к сожалению всего украинского населения  (не могу назвать это временное скопление фашиствующей публики народом). Галковский, на мой взгляд, объективен. Многие ли могут сказать такое о себе?

Полностью с текстом Галковского можно познакомиться  здесь: http://galkovsky.livejournal.com/240955.html

Публикацию подготовил Владимир Прохватилов,  Homo Kriptosoveticus

Ранее

О попытке превратить Стрелкова в пресловутую «третью силу»

Далее

Владимир Кара-Мурза: Топорная ложь и фантастические гонорары

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru