Сервис Snapcha стал самым дорогим стартапом в мире.
Сервис Snapchat – мобильное приложение для обмена самоуничтожающимися картинками – появился всего три года назад. Но за это время он приобрел сумасшедшую популярность, особенно среди молодых пользователей. Его автор – юноша из США Эван Шпигель. Как пишет РБК, инвесторы оценивают неприбыльный сервис в $10 млрд. Это превращает его в один из самых дорогих в мире стартапов.
Идея на миллиарды
24-летний Шпигель с детства ни в чем не нуждался. Он вместе с отцом, успешным юристом, отдыхал то на Багамах, то на канадских горнолыжных курортах, то в Европе. До сих пор он живет с родителями в большом доме стоимостью $2 млн в прибрежном районе Лос-Анджелеса. Учился Шпигель в Стэнфорде промышленному дизайну.
Будучи первокурсником, пишет Techcrunch, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она в 2011 году, когда Браун сказал: «Я хочу, чтобы фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Младший товарищ тут же назвал ее «идеей на миллион». Как выяснилось, она потянула на целых десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.
Над проектом работали все лето. Сначала его назвали Pictaboo. Эван нарисовал логотип– веселого призрака, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat. Он стал гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а Мерфи – техническим директором. Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей.
Однако уже спустя месяц друзья-коллеги вдруг неожиданно рассорились: как пишет Techcrunch, из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.
Находка для подростков и инвесторов
Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat, продолжает РБК. Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.
В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему о популярности приложения среди подростков. Он инвестировал в Snapchat $485 тыс. и оценил компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.
В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае – 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Сервисом заинтересовались инвесторы: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года – $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов; при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информацииThe Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3–4 млрд.
В конце 2013 года на стартап «положил глаз» Марк Цукерберг, который предложил основателям $3 млрд за компанию. Но Шпигель отказался.
В 2014 году в сервис вложился фонд DST Global Юрия Мильнера, оценка компании при этом достигла $7 млрд. Недавно стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo! и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo! может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.
Постепенно бизнес, еще не приносящий прибыли, обращается к главному источнику финансовых вливаний для подобных проектов – рекламе. Как заявил недавно Шпигель, в мессенджере Snapchat скоро появятся рекламные объявления. По сообщению The Verge, объявления не будут показываться в переписке двух пользователей, они появятся только в тех сообщениях, которые отправляются на страницу различных мероприятий, при этом пользователь сможет отказаться от их просмотра. Но Snapchat пока не планирует вводить таргетированную рекламу, заключает РБК.
Евгений КОСТИН