Американец зарабатывает на «призраках»

Сервис Snapcha стал самым дорогим стартапом в мире.

56

Сервис Snapchat – мобильное приложение для обмена самоуничтожающимися картинками –  появился всего три года назад. Но за это время он приобрел сумасшедшую популярность, особенно среди молодых пользователей. Его автор – юноша из США Эван Шпигель. Как пишет РБК, инвесторы оценивают неприбыльный сервис в $10 млрд. Это превращает его в один из самых дорогих в мире стартапов.

Идея на миллиарды

24-летний Шпигель с детства ни в чем не нуждался. Он вместе с отцом, успешным юристом, отдыхал то на Багамах, то на канадских горнолыжных курортах, то в Европе. До сих пор он живет с родителями в большом доме стоимостью $2 млн в прибрежном районе Лос-Анджелеса. Учился Шпигель в Стэнфорде промышленному дизайну.

Будучи первокурсником, пишет Techcrunch, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она в 2011 году, когда Браун сказал: «Я хочу, чтобы фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Младший товарищ тут же назвал ее «идеей на миллион». Как выяснилось, она потянула на целых десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.

Над проектом работали все лето. Сначала его назвали Pictaboo. Эван нарисовал логотип– веселого призрака, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat. Он стал гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а Мерфи – техническим директором. Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей.

Однако уже спустя месяц друзья-коллеги вдруг неожиданно рассорились: как пишет Techcrunch, из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.

Находка для подростков и инвесторов

Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat, продолжает РБК. Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.

В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему о популярности приложения среди подростков. Он инвестировал в Snapchat $485 тыс. и оценил компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.

В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае – 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Сервисом заинтересовались инвесторы: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года – $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов; при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информацииThe Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3–4 млрд.

В конце 2013 года на стартап «положил глаз» Марк Цукерберг, который предложил основателям $3 млрд за компанию. Но Шпигель отказался.

В 2014 году в сервис вложился фонд DST Global Юрия Мильнера, оценка компании при этом достигла $7 млрд. Недавно стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo! и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo! может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.

Постепенно бизнес, еще не приносящий прибыли, обращается к главному источнику финансовых вливаний для подобных проектов – рекламе. Как заявил недавно Шпигель, в мессенджере Snapchat скоро появятся рекламные объявления. По сообщению The Verge, объявления не будут показываться в переписке двух пользователей, они появятся только в тех сообщениях, которые отправляются на страницу различных мероприятий, при этом пользователь сможет отказаться от их просмотра. Но Snapchat пока не планирует вводить таргетированную рекламу, заключает РБК.

Евгений КОСТИН

Ранее

Из Пентагона – с уважением

Далее

Цены – на взлете

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru