Билеты на самолеты могут подорожать уже к новогодним каникулам.
Цены на услуги авиакомпаний могут резко подорожать уже к нынешнему сезону новогодних каникул. Все дело в том, что рост пассажиропотока затухает, но расходы авиаперевозчиков при этом растут.
Самая большая беда для авиакомпаний, пишет «Российская газета», – авиакеросин. Если на него со следующего года будут введены новые акцизы, то это приведет к удорожанию тонны топлива на 100 долларов, указывают эксперты.
Не менее серьезная проблема – это страхование. Многие самолеты авиакомпаний находятся в лизинге (аренде). И их владелец должен быть уверен, что получит свои деньги, если с его судном что-то случится. Как рассказал в беседе с “РГ” глава аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев, поэтому обычно и требуют его застраховать.
Конечно, владелец хочет защитить не только свой самолет, но и свои платежи, то есть он должен быть уверен в том, что авиакомпания в любом случае сможет выполнить свои обязательства по взятому у него в аренду судну. Поэтому в авиабизнесе речь идет о комплексной страховой защите, которая предусматривает разные виды ответственности компаний и разные риски: это и утрата судна, и гибель пассажиров, и все, что угодно, пояснил Пантелеев «РГ».
В среднем страховой взнос при полетах в Европу составляет от миллиарда до полутора миллиардов долларов. В этом году страховка подорожает. Почему? Страховщики учитывают две самые серьезные авиакатастрофы, случившееся в этом году. И сразу же начинают “отбивать” свои затраты, повышая тарифы тем, кто только собирается страховаться. Так что авиакомпаниям в следующем году, когда страховка подорожает, придется очень тяжело.
Подорожать обещают и арендные платежи. Стоимость лизинга обычно рассчитывается в долларах или в евро, курсы которых сегодня стремительно растут, продолжает «РГ».
Добавим к этому снижение темпов роста пассажирооборота.
Эксперты говорят, что у авиакомпаний есть возможности сэкономить и не повышать при этом стоимость билетов. К примеру, оптимизировать маршрутную сеть, уйти с незагруженных направлений, не приносящих прибыль. А еще – вернуть владельцам лишние самолеты.
Специалисты предлагают еще вариант: перевозчики берут в лизинг самолеты, а свои ставят на прикол. Такая модель хорошо работает, если авиакомпания активно присутствует на туристическом рынке. Там есть очевидная сезонность.
«РГ» не исключает и помощь государств в этом вопросе. Издание напоминает, что в бюджете заложены средства на субсидирование ряда региональных рейсов.
Но в целом вариантов не много. Лучше всего – использовать инструменты, которые позволяют делать заимствования дешевле. Но есть риск, что об этом же попросят и другие отрасли, предупреждает Пантелеев.
Евгений КОСТИН