Евразийский экономический союз не заменит России ЕС.
Продуктовые санкции России, которые были объявлены в августе этого года в ответ на антироссийские меры Запада, все чаще становятся разменной монетой в политических вопросах. И что еще важно – они высвечивают такие «больные» места, на которые ранее и не обращалось внимания.
Через третьи руки
Владимир Путин во время недавнего визита в Сербию заявил: Белград может воспользоваться продовольственным эмбарго России на товары из ЕС и заместить их своей продукцией. Сербия, которая, являясь кандидатом в члены ЕС, выступила против антироссийских санкций, согласилась на предложения президента РФ. Между тем еще в августе Евросоюз указал, что страны, желающие в будущем вступить в Евросоюз, не должны использовать российское продовольственное эмбарго в качестве возможности выйти на рынок РФ, напоминает «Независимая газета».
Издание отмечает, что на прошлой недел Россельхознадзор обвинил Еврокомиссию в том, что она допускает реэкспорт продукции стран ЕС, которая попала под российское эмбарго. По данным ведомства, на территории Евросоюза легально действуют компании, которые предлагают поставки продукции, подпавшей под санкции, через третьи страны. Одним из возможных вариантов является реэкспорт через Белоруссию и Казахстан. В качестве нарушителей Россельхознадзор рассматривал Турцию, Сербию и Швейцарию.
Введенный РФ 7 августа запрет на ряд продуктов питания из США, Канады, Норвегии, Австралии и ЕС в ответ на антироссийские санкции привел не к исчезновению продукции на прилавках российских магазинов, а к ее подорожанию. За норвежскую семгу и польские яблоки «наш покупатель должен благодарить Белоруссию и Казахстан, что он, собственно, и делает – хотя и дорого», продолжает «НГ».
Между тем, у российских властей должны возникнуть вопросы к странам– партнерам по Таможенному союзу (ТС). Почему они, пользуясь открытыми границами или их отсутствием, продвигают в РФ тот самый реэкспорт, о котором Москва предупреждала Брюссель, а также Киев и Кишинев – после подписания ими соглашения об ассоциации с ЕС.
Примечательно, что после запрета Россельхознадзором ввоза молдавских яблок в Россию их экспорт в Белоруссию вырос в 24 раза. Они продолжают попадать на российский рынок через территорию союзника. На днях Александр Лукашенко во время встречи с представителями российских СМИ подверг критике давление России на Молдавию: «Молдавию закрыли. Зачем? Чтобы научить других? Не надо! Это нам дивидендов не принесет», – цитирует Лукашенко «Независимая газета».
Получается, что запреты Москвы не стали сигналом для стран – партнеров РФ по Таможенному союзу. В Кишиневе расценили это как минусы ТС, который в отличие от ЕС не является экономическим блоком с едиными правилами. Молдавские власти используют примеры провоза в РФ запрещенной продукции через Белоруссию и Казахстан как аргумент для критики Таможенного союза, куда зовут население перед выборами в парламент некоторые политические партии. Украина также пользуется зеленым белорусским коридором, пишет издание.
Эти примеры используются критиками запускаемого с января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На евразийскую идею с недоверием смотрят и в странах СНГ, опасаясь проблем из-за отсутствия единства партнеров в ТС. Москве напоминают, что изначально Евразийский союз анонсировался как структура, конечная цель которой – создание свободной экономической зоны с ЕС, с которым и Россия пыталась сблизиться. Кстати, недавно к идее свободной торговли с ЕС вернулся министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Это заметили в столицах СНГ. Отсюда у стран возникает вопрос: зачем стремиться в запускаемый ЕАЭС, когда уже есть ЕС?
Евгений КОСТИН