История философа, который имел совесть.
«Сенека приветствует Луцилия!
Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и
копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило.
Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую – на безделье, и всю жизнь – не на те дела, что нужно. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, – ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и
промчится.»
Знай же, любезный читатель, что это первое из знаменитых писем римского философа Луция Аннея Сенеки(4 г. до н.э. – 64 г. н.э.) своему ученику Луцилию(Ad Lucilium epistulae morales). Из этого небольшого письма, и даже из простого факта его написания можно сделать весьма поучительные выводы о нравах того времени.
Адресат писем, Луцилий, был намного моложе Сенеки, происходил из сословиях всадников и занимал весьма серьезную должность. Он был прокуратором Сицилии. А это значит, что даже высокопоставленные чиновники Римской империи стремились стать философами(а Луцилий реально к этому стремился, напросившись в ученики к Сенеке). Отличие от наших российских нравов – в том, что среднестатистический российский чиновник платит деньги за то, чтобы ему написали диссертацию. То есть стремится не стать, а прослыть ученым. И, кстати, нет данных о том, что Сенека брал с Луцилия какие-то деньги.
Сенека пытался обратить губернатора Сицилии не в какое-нибудь вальяжное эпикурейство(рассказ о котором у нас впереди), а в суровую философию стоиков.
Родился Сенека в 4 году до нашей эры в старинном городе Кордуба испанской провинции Бетика Римской империи в семье, принадлежащей к сословию всадников. Отец его привез в Рим еще подростком. Учился Сенека у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия и Папиния. Философией увлекся в самой ранней юности, по настоянию отца начал государственную карьеру, которая прервалась из-за болезни. Сенека так переживал, что чуть чуть не покончил с собой, а затем уехал для лечения в Египет, где писал естественно-научные трактаты.
Нет сведений, общался ли Сенека с египетскими жрецами, ведь Пифагор, с основами учения которого Сенека был знаком, продолжал эзотерическую традицию египетского жречества, восходящую к легендарным атлантам. Не исключено, что все это мало интересовало Сенеку. Пифагорейский мейнстрим – иссследование устройства Вселенной. А Сенека жил в переходную эпоху, когда рушился старый мир римской доблести и чести, и на первом плане были нравственные искания – слиться с толпой, ищущей сиюминутных удовольствий, или остаться достойным человеком.
Поэтому Сенека выбрал учение стоиков, суровое, но крайне практичное руководство к тому, чтобы ценой серьезных нравственных усилий «переплавить» страдания в счастье.
Каким образом сочетаются суровость и практичность? Прочитайте афоризмы Сенеки и попробуйте сами ответить на этот вопрос:
«Душу непреклонную, благородную, высокую можно назвать не иначе, как Богом, нашедшим приют в теле человека.
Главнейшая наша задача должна заключаться в том, чтобы мы не следовали, подобно скоту за вожаками стада, чтобы мы шли не туда, куда идут другие, а туда, куда повелевает долг.
Повторяю, Бог сам заботится дать повод для свершения мужественных и смелых деяний тем, кого хочет видеть достигшими высшей чести; а для этого им необходимо столкнуться с трудностями. Кормчий познается во время бури, воин во время битвы.
В каждом деле смотри на цель и откажешься от всего лишнего.
Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди.
Добродетель ты встретишь в храме, на форуме, в курии; она на передовом посту защищает городские стены; она покрыта пылью; у нее загорелое лицо и мозолистые руки.
Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной,
но не менее велик тот, кто серебряной пользуется как глиняной.
Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.»
Сенека все же стал государственным и общественным деятелем, писателем, оратором, членом сената. Его влияние всегда раздражало римских императоров. Калигула даже хотел его убить, но его отговорили.
Сенеку погубил другой бесноватый император – Нерон. Сенека, как известно, воспитывал Нерона с 16 лет. Но тот, как был самодуром и негодяем, так и остался. Учение стоиков не пошло впрок взбалмошному Нерону, который помешался на стремлении стать великим артистом.
В 65 году н.э. был раскрыт заговор Писона, который хотел убить Нерона, но не достиг цели. Нерон воспользовался этим поводом и приказал Сенеке покончить с собой. Сама личность Сенеки, его влияние на общественное мнение Рима раздражали Нерона.
Сенека вскрыл себе вены и лег в ванную. Его жена приказала слугам, чтобы ее пронзили мечом и последовала за своим мужем. «Нравственные письма « к Луцилию стали настольным чтением любомудров всех времен и народов, ибо были подкреплены примером личного мужестве и стойкости их автора.
Владимир Прохватилов