«Стоит подумать, нужна ли России команда класса «Формулы-1»

Оксана Косаченко — о причинах отказа Андрея Чеглакова спонсировать Marussia.

67

Британский пилот Mercedes Льюис Хэмилтон одержал пятую победу подряд в чемпионате «Формулы-1» на Гран-при США, а его команда оформила 10-й дубль в сезоне. Немецкая команда уже давно выиграла Кубок конструкторов, а имя будущего чемпиона можно назвать прямо сейчас. Дело в том, что Хэмилтон увеличил отрыв от своего напарника Нико Росберга до 24 очков и упрочил лидерство. Впереди осталось же всего два Гран-при (Бразилия и Абу-Даби).

Гонка в США огорчила российских болельщиков отсутствием команды Marussia. Основной владелец «конюшни» предприниматель Андрей Чеглаков объявил о прекращении спонсорской поддержки команды. Marussia, как и британская команда Caterham, пропустила Гран-при США и скорее всего снимется с «королевских гонок».

О том, как сохранить единственную российскую команду в «Формуле-1», нашему изданию рассказала бывший менеджер первого российского пилота в истории «больших призов» Виталия Петрова, экс-коммерческий директор Caterham Оксана Косаченко.

— Вы хорошо знакомы с Андреем Чеглаковым. Почему он перестал спонсировать Marussia?

— На протяжении пяти лет Андрей принимал активное участие в жизни команды. Оказывал финансовую, консультационную поддержку, находясь при этом в тени. Однако люди, посвященные в детали того, что происходит внутри «Формулы-1», понимали, что Marussia — это проект частного инвестора. Андрей с нуля сделал и довел команду до середняка пелотона. Он очень долго выстраивал этот проект. Ключевым шагом стало заключение контракта по использованию двигателей Ferrari. Была обустроена современная база, подобран персонал. Эти цели могли быть оплачены из частных источников, но для выхода на более высокий уровень нужна гораздо более серьезная поддержка. Начальный этап пройден, а дальше надо было передавать управление более серьезным инвесторам. Поскольку такой поддержки в России нет, Андрею было проще отказаться от всего этого, чем дальше тянуть проект на себе. У него много других увлечений, и проект с командой «Формулы-1» был только одним из них.

— Не связано ли это с политической ситуацией в России и мире?

— Вовсе нет. Как не раз повторял коммерческий босс «Формулы-1» Берни Экклстоун: «Спорт вне политики». Marussia — это завершенный проект. Команда могла бы просуществовать до конца года, получить деньги от телетрансляций. Но, по мнению Андрея, проект себя исчерпал. Он привез команду на Гран-при России, и это его финальная точка. Пришло время выйти из этого проекта и решить, нужна ли России команда класса «Формулы-1» или мы можем прекрасно прожить без нее.

— Какую роль помимо финансовой играли россияне в команде?

— Политику и стратегию команды определяли иностранные специалисты, но все согласовывалось с основным владельцем. В Marussia были попытки внедрить российских инженеров и привлечь российский персонал. С самого начала командой занимался Николай Фоменко. Но, к сожалению, есть большие сложности с оформлением рабочей визы в Великобританию для граждан РФ. Это сложнейшая процедура, которая занимает 6-9 месяцев. Все это время работодатель не может официально тебя оформить и платить зарплату. Не все могут это выдержать.

— Проект был интегрирован в большую группу Marussia Motors и инженерные знания — аэродинамика, физика высоких температур — планировалось применять в автомобилестроении. Например, в строении машин премиум-класса, — добавила менеджер.

— Так почему же этот проект провалился?

— Я не считаю, что он провалился. Команда имеет в своем активе два очка (Жюль Бьянки занял 9-е место на Гран-при Монако. — «Известия» ). Это единственная «конюшня» из тройки новичков, наряду с HRT и Caterham, которая заработала очки. Более того, я бы сказала, что этот проект реализован эффективно. Точно знаю, что бюджет Marussia гораздо ниже, чем бюджет Caterham и Lotus. Штат сотрудников — всего 100 человек. Для примера: в Caterham — 400 сотрудников. Отмечу, что болид Marussia был создан с нуля. Считаю, что создание этой команды доказало — нет необходимости тратить €500 млн на существование команды. Конечно, бюджет Marussia недостаточен, чтобы на равных сражаться в середине пелотона и выше. Но свою жизнеспособность она подтвердила: это абсолютно самодостаточный проект. Конечно, в работе менеджмента были и ошибки. Нужно было активнее заниматься пиаром в России, поиском спонсоров или инвесторов на Родине. Увы, но интерес у российских бизнесменов к «Формуле-1» не велик.

— А почему вы считаете, что этот интерес должен быть?

— Приведу пример: «Газпром» спонсирует немецкий футбольный клуб «Шальке». Я понимаю эту инициативу, ведь у России, тем более у «Газпрома», есть колоссальные связи с Германией. Но если бы я выбирала между спонсорством «Шальке» или командой «Формулы-1», то выбрала бы автоспорт. «Шальке» играет только в Европе, а «Формула-1» — это глобальный проект, с мировой аудиторией в 2 млрд человек. Плюс для страны — это чисто имиджевое предприятие. Посмотрите, Гран-при Индии больше нет, а команда «Форс-Индия» продолжает свое планомерное развитие.

— Marussia базируется в Англии и только на бумагах является российской…

— Надо ее русифицировать, вывозить российский персонал в Англию. Дать возможность людям проходить стажировку, получать опыт и возвращаться в свое предприятие. Также надо было активнее заниматься поддержкой российских молодых пилотов. У них есть молодежная команда Marussia Manor, участвующая в гонках класса GP3. За нее ездил наш пилот Дмитрий Суранович, но эта практика не была продолжена. А ведь ребята могли бы расти, посещать базу, вовлекаться в процесс, работать на симуляторах. Они бы получили бесценный опыт, а для Marussia это было бы важным аргументом для потенциальных спонсоров.

— Почему ваша бывшая команда Caterham не участвовала в Гран-при США? 

— Возникли проблемы между новыми владельцами и старым руководителем Тони Фернандесом. Одна сторона говорит, что деньги заплачены, а господин Фернандес утверждает обратное. Также с Тони стали требовать долги. Он считает, что их должны заплатить новые владельцы, которые, в свою очередь, уверяют, что это не было прописано в договоре.

— Авария Жюля Бьянки чему-то научит организаторов «Формулы-1»?

—  Организаторам Гран-при Японии надо было начать гонку раньше. Учесть, что все-таки будет сильный дождь, ураган, и тот факт, что стемнеет раньше. Им стоило бы вынести опыт из аварии Мартина Брандла в 1994 году. Авария Бьянки — абсолютное повторение той ситуации. Только тут другие скорости, другая техника и более серьезные последствия. Тем не менее это стечение обстоятельств. Все мои мысли, чтобы у Жюля все было в порядке. Он очень хороший, открытый парень.

— Почему в Red Bull предпочли сделать ставку на Даниила Квята, а не на Жана-Эрика Верня? Почему они отказались от услуг Фернандо Алонсо? 

 Ни о каком переходе Алонсо в Red Bull не было и речи. У испанца другие планы, это точно. Что касается выбора в пользу Дани, то он гораздо более собранный и сконцентрированный пилот, чем большинство тех, с которыми я лично знакома. У него сумасшедшая работоспособность. Уйти с трека в 23.30 вполне нормально для него. Он сидит до последнего и разбирает свои ошибки, докапывается до мельчайших деталей. Уверена, что его ждет большое будущее. Хочется верить, что это — наш будущий чемпион.

— Каковы перспективы Сергея Сироткина в Sauber?

— Его перспективы можно будет обсуждать только тогда, когда будет подписан спонсорский контракт. Пока у Сергея нет финансирования для выступления в Sauber или другой команды «Формулы-1».

— Сможет ли кто-то составить конкуренцию Mercedes в ближайшем будущем?

— Конкуренты подтягиваются. Уже в следующем году мы будем наблюдать совершенно другую картину. Руководство «Рено», которое реструктурировало компанию Renault F-1, возьмется за доработку своего двигателя. Те перемены, которые произошли в Ferrari в среднесрочной перспективе, принесут результаты. В следующем чемпионате у Mercedes не будет такого явного преимущества.

Источник:   izvestia.ru

 

Ранее

«Фром май харт»

Далее

Губернаторов по осени считают

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru