Российский боксер Сергей Ковалев одержал победу над легендарным американцем
После триумфа Сергея Ковалева в американском Атлантик-Сити Россия впервые после Кости Цзю заполучила полноценного чемпиона мира по боксу среди профессионалов. Чтобы понять важность победы Ковалева, надо вернуться к личности его оппонента — одного из величайших средневесов в истории бокса Бернарда Хопкинса.
Число “49” — именно столько лет сопернику 31-летнего россиянина — завораживает. Бернард Хопкинс актуален в 2010-х годах так же, как и в 1980-х. Когда Ковалев первый раз переступил порог спортзала в 11 лет, Хопкинс уже дрался за титул чемпиона мира, отсидев до этого пять лет за разбой и выиграв все тюремные турниры. Российский спортсмен только делал первые шаги на любительском ринге, а американец уже получил прозвище «Палач» и бил элиту мирового бокса, «собирая скальпы» великих Феликса Тринидада и Оскара де ла Хойи. Когда Ковалев начал профессиональную карьеру в 2009 году, 44-летний Хопкинс уже считался феноменом, над которым не властно время. На взвешивании перед боем стоял идеально сложенный, словно высеченный из черного гранита юноша с тяжелым взглядом и седой щетиной. Настоящий пришелец, «Чужой» — именно так он себя и называет с недавних пор, посчитав, что «Палач» — уж слишком скромно.
Бернард побил все мыслимые рекорды, хотя недавно казалось, что чемпионство 45-летнего Джорджа Формана в 1994 году — достижение, которое долго останется непревзойденным. Но есть этому спортивному долголетию и рациональное объяснение. Обжегшись в юные годы, Хопкинс стал по-другому относиться к своей жизни. «После отсидки я даже не плюю на улицах», — любит повторять он. Те же принципы боксер перенес и в спорт: относится к своему телу как ученый, никаких волнений и излишеств, чистое соотношение килокалорий, трудочасов и последних достижений спортивной науки. Вкладывая максимум энергии на тренировках, он предельно экономно расходует ее на ринге: ноль ошибок в защите, лишних движений, каждое действие, пусть и на грани фола, направлено на нанесение ущерба — будь то предательский левый в печень побеждавшему тогда «Золотому мальчику» де ла Хойе или постоянные рассечения и удары ниже пояса, наносимые как бы «случайно» в ту секунду, когда рефери отвернулся. Малейшая угроза — и Хопкинс тут же клинчует, прилипнув к сопернику, уходя от активного боя так, как не снилось и Владимиру Кличко.
Совокупность этих приемов всегда давала результат — терпеливый, вязкий Хопкинс перебарывал, переламывал, переигрывал более одаренных противников, принося в жертву зрелищность, наплевав на зрителя, которому подавай нокауты и эффектные обмены ударами. По сути «Би-Хоп», как его еще называют, — самый успешный в истории «спойлер», боксер, чья победа вытекает не из собственного превосходства, а из сковывания, обессмысливания действий оппонента. Публика уже устала ждать, когда этот «кощей» уйдет на покой, голосуя за его пенсию долларом: из нынешних суперзвезд у Хопкинса самые низкие показатели купленных билетов и платных трансляций, а следовательно, и гонораров.
Откопать и сломать «иглу» Бернарда, то есть впервые с 1993 года разгромить, как Рой Джонс, удалось уроженцу шахтерского города Копейска в Челябинской области Сергею Ковалеву по прозвищу «Разрушитель».
Конечно, возраст американца может показаться той ложкой дегтя, которая немного портит вкус российского триумфа. Ковалев оказался в неблагодарной роли могильщика живой легенды, а проигрыш «старику» стал бы позором.
Не прижившись на российском любительском ринге (слишком велика была конкуренция — с тем же Матвеем Коробовым), Ковалев рискнул и уехал в Америку, начав, в отличие от некоторых наших «тепличных» чемпионов, с самого дна. Его история выдержана в духе Нового Света, а потому пришлась по вкусу местной публике. За первые 19 боев «Разрушитель» не получал никаких гонораров, жил на тренировочной базе в глухой провинции, посреди кукурузного поля, на одной воде и бобовых. Но именно в этих спартанских условиях выковался его такой же спартанский стиль — брутальный и умный одновременно, где достойный Тайсона удар подается с «гарниром» из почти идеальной лаконичной техники, особенно на дистанции. Эта страшная сила в его руках чуть не стала проклятием Сергея — один из нокаутов в его исполнении привел в 2011 году к смерти противника. Ковалев с огромным трудом вышел из этого пике, чтобы начиная с 2013 года снова крушить, согласно своему прозвищу, первые имена в своем весе. И именно из-за удара как самого очевидного козыря Сергея долго недооценивали — считалось, что кроме этой «пушки» у «русского выскочки» ничего больше нет.
«Зачистив» за прошлый год весь полутяжелый дивизион и забрав пояс WBO, «Разрушитель» вышел на царствующего в этой категории уже восемь лет Хопкинса и попал в вышеописанную щекотливую ситуацию. Однако для того и нужно было так подробно останавливаться на уникальности американца, чтобы стало ясно: Ковалеву предстояло драться не с «мешком», а с реально лучшим боксером современности в этом весе.
И тут «Разрушитель» всех перехитрил. Хвастаясь накануне, что «никакого плана на бой не имеет», что даже не смотрел поединки Хопкинса, Ковалев с первого же раунда дал понять, что просчитал «Палача» (пусть и постаревшего, замедлившегося, но по-прежнему умнейшего), чего до этого не удавалось никому.
По сути единственной моделью боя, в котором можно побить «Чужого», является победа Джо Кальзаге. «Реактивный» валлиец не играл с Хопкинсом в «шахматы», но и не тупо гонялся за неуловимой головой американца, чего тот только и ждал. А постоянно давил, используя серии, комбинации, меняя направления атаки и не давая сопернику прилипнуть к себе. Но Ковалев — и это наполняет особой гордостью — сильнее Кальзаге.
Помимо всего перечисленного у него совершенно другой «порох» в руках, меньше суеты и больше осмысленности каждого движения. Хопкинс начал было применять свои приемчики, но россиянин пресек «борьбу баритсу» на корню, при намеке на клинч — шаг назад и превентивная зубодробительная серия. Собственно, этот step back при постоянном же давлении и отметил «профессор» Хопкинс после проигранного боя как самое грамотное действие «студента» Ковалева.
А проиграл американец разгромно — такой разницы в судейских карточках (106-120 и два раза по 107-120) у него не было даже в том самом бою с Роем Джонсом в 1993 году. Из раунда в раунд Ковалев хладнокровно действовал согласно плану, который, разумеется, у него был, благо в штабе российского боксера работает бывший тренер «Палача». В нужный момент отпуская поводья, «Разрушитель» давал помахать руками (а значит, и устать) Хопкинсу, у которого не получилось, как он любит, взрыва во второй половине боя. Пробить монолит, который представлял собой россиянин, в тот вечер было невозможно. А в 12-м раунде вообще дело могло кончиться нокаутом, чего у «Чужого» не случалось никогда. Но он выстоял, доказав свое величие хотя бы таким образом.
После матча были дежурные шутки, а держался избитый Хопкинс, надо сказать, отменно. Высказывались американцем и туманные прогнозы относительно продолжения карьеры. Но время Хопкинса закончилось и началась эпоха Ковалева. И спекуляции по поводу возраста соперника российского боксера не станут пятнами на солнце, взошедшем этим утром над спортивной Россией.
Кирилл Экономов
Фото: kovalboxer.com
Источник: izvestia.ru