Первую золотую медаль в копилку российской сборной на чемпионате мира по легкой атлетике принес тагильчанин Александр Иванов
В России немало людей с фамилией Иванов. Говорят, что на них страна держится. И это правда. В этом лично убедился спецкор «НВ» Николай Зуев, наблюдая за выступлением в Лужниках тагильчанина Александра Иванова, который занял первое место в спортивной ходьбе. После золотого забега (а может — захода?) он попросил чемпиона ответить на несколько вопросов.
— Хотя бы пару слов о себе, а то некоторые любители спорта впервые услышали твое имя…
— А я и не в обиде — мне ведь только 20 лет. Родом я из Нижнего Тагила. По большому счету спортивной ходьбой начал заниматься лишь в 2010 году. И вот теперь в Москве выиграл золото на дистанции 20 км с результатом 1:20:58, опередив на 11 секунд олимпийского чемпиона 2012 года на этой дистанции китайца Чэнь Дина. На момент начала чемпионата мира я был лишь кандидатом в мастера спорта.
— Спортивную карьеру делаешь семимильными шагами…
— А зачем тянуть резину! Горжусь, что в 19 лет стал серебряным призером Кубка мира среди юниоров на дистанции 10 километров. Почти год я живу в столице Мордовии и тренируюсь у известного на весь мир Виктора Чёгина.
— Как оказались в Саранске у Виктора Чёгина? Еще год назад вы жили и тренировались в Челябинске?
— Да, после школы поступил в Уральский государственный университет физической культуры и переехал жить в Челябинск. Занимался в центре подготовки ходоков у Елены Сайко. Удалось отобраться на чемпионат Европы, где занял шестое место. Потом меня увидел тренер Виктор Чёгин. Пригласил сначала на тренировочный сбор. Посмотрел на меня и говорит, мол, давай продолжим работу. Сейчас тренируюсь у него.
— Вы выступали на чемпионате Европы, на Кубке мира. Где спортивная ходьба собирает больше болельщиков: за границей или у нас, в России?
— У нас, конечно. Например, на проходивший в Саранске Кубок мира пришло невероятное количество болельщиков. Если вы знаете, Саранск — это родина мировой ходьбы, этот вид там очень любят. Народу пришло очень много, поддержка огромная! Весь город вышел, пригород, даже дети из садиков…
— Если не секрет, призовой фонд за серебряную медаль сколько составлял?
— За первое место, по-моему, 30 тысяч долларов, за второе — 15, за третье — не помню. На чемпионате мира совсем другое дело, но не в деньгах, как говорят, счастье.
— То есть, достигнув определенных результатов в легкой атлетике, можно хорошо жить и не думать о другом заработке?
— Да, можно жить. Но это тяжело очень. Работать нужно много.
— Саша, а вы сознательно в ходьбу пришли? Понятно, что спортсмен и тренер в итоге останавливаются на том, что лучше получается, но изначально к чему стремление было? Может быть, мечтали спринт бегать или барьеры?
— Нет. Я знаю свой организм, знаю, что выносливость есть. Конечно, когда я только начал тренироваться, я и спринт бегал, и ходил. В общем, всё перепробовал. А потом — только ходьба. Сначала «десятку» ходил, теперь на «двадцатку» переключился. Вообще, Виктор Михайлович Чёгин намекает мне на то, что в будущем я буду ходить «полтинник».
— А где вы живете в Саранске?
— На базе олимпийского резерва. Ольга Каниськина, Валерий Борчин, знаете? Тренируемся вместе. Там нет различий: олимпийский ты чемпион или чемпион мира. Живем дружно. Когда приехал туда первый раз, у меня был шок. Как это так: через комнату живет Ольга Каниськина, там — Валерий Борчин, а там — Денис Нижегородов. Такие звезды, которых только по телевизору видишь. Но спортсмены — такие же люди, мы общаемся, тренируемся вместе. Барьера нет.
— Дисциплина жесткая? Система наказания существует?
— Да, там очень строго. Режим жесточайший. Физически очень тяжело. Бывает, такая усталость накопится, уже не можешь просто, но все равно нужно делать. Тренировку не сделаешь — тебя могут зарплаты лишить. Ты или пашешь, или можешь идти на все четыре стороны. Никто тебя там просто так держать не будет. Поблажек нет. Виктор Михайлович такой тренер — всех в кулаке держит. Опытный, очень много знает. Он хоть и строгий, но справедливый.
Николай ЗУЕВ
На фото: Александр Иванов
Фото: ИТАР-ТАСС