История поколений

Как освоить 200 млрд рублей РЖД.

120111_44_170111Почти треть подрядов госмонополии приходится на группу людей, вероятно связанных с Андреем Крапивиным, загадочным советником Якунина. И пока старшее поколение зарабатывает деньги на близости к РЖД, младшее тратит их на модные стартапы вроде PLANETA.RU или TRIPSTER.RU.

Сходненский тупик, дом 4 – типовая пятиэтажка за железной дорогой неподалеку от метро «Тушинская». Место с историей: в конце 1990-х годов собственником здания стал предприниматель Анатолий Шер, а на заре нулевых его с помощью поддельных документов отобрал бывший арендатор Максим Грицай. Шер судился много лет, а в декабре 2011 года погиб при невыясненных обстоятельствах. «Я дальше судиться не стал, я его боюсь», – рассказывал мне несколько лет назад Павел Савин, сын Шера.

Бояться Грицая стоило. С его позволения дом в Сходненском стал штаб-квартирой неонацистской организации «НСО-Север», обвиняемой в 27 убийствах на национальной почве. Сейчас большинство ее участников в тюрьме, а здание сдается под офисы. Кроме реальных фирм здесь «прописано» несколько сотен однодневок – не ведущих фактической деятельности компаний, которые используются для ухода от налогов и мошеннических схем.

Я поднимаюсь на пятый этаж, в комнату 532. Если верить документам, именно здесь расположился офис компании «Сетьстройэнерго» – одного из крупнейших подрядчиков ОАО «Российские железные дороги», получившего по тендерам 15 млрд рублей. Табличка с названием висит на двери, но по ту сторону – тишина. «Зря стучитесь, их здесь вообще не бывает», – бросает проходящий мимо сотрудник фирмы из соседней комнаты. Ранее корреспонденты Reutersне смогли найти еще двух крупных поставщиков госмонополии – «МПЦентр ЖАТ» и «Транссервисавтоматику».

Это не уникально: компании, получающие от РЖД многомиллиардные суммы, часто неуловимы. У них нет ни сайтов, ни телефонов, их невозможно найти по адресу из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). И, как показывает расследование Slon, за многими фирмами стоят одни и те же люди.

Как мы считали

Неэффективность РЖД давно стала общим местом. Например, за сутки грузовой состав – со всеми простоями – преодолевает лишь 222 км (данные отчетности компании за 2013 год). Значит, средняя скорость движения груза – примерно 9 км/ч: нечто среднее между пешеходом и велосипедистом.

В экономической неэффективности виноваты огромные издержки. В 2013 году себестоимость услуг РЖД «съела» почти 96% выручки (по РСБУ она составила 1,38 трлн рублей). Около половины расходов, 660 млрд рублей, –  платежи различным поставщикам. И здесь  по мнению большинства людей, с которыми мы говорили, есть огромный резерв для экономии. «До 30%», – говорит один из собеседников, имеющий доступ к внутренним документам компании. Однако РЖД не спешит этим резервом пользоваться.

Чтобы понять, кто эти поставщики, ежегодно получающие колоссальные суммы, редакция Slon проанализировала все тендеры, размещенные на официальном сайте железнодорожной монополии, за 2012 и 2013 годы. Мы выбирали только состоявшиеся конкурсы на сумму свыше 5 млн рублей. Получилось 4896 тендеров, которые обошлись РЖД почти в 450 млрд рублей (здесь и далее: включая НДС).

Лидером оказалась компания «ПКП Мобойл», крупный оптовый поставщик нефтепродуктов. Она продала топлива на 42,5 млрд рублей. Примечательно, что компания стала заметным игроком относительно недавно: в 2010 году выручка не превышала 2 млрд рублей. Потом у нее сменился собственник, контроль перешел к бизнесмену Валерию Маркелову. О его прошлом известно немного: в начале нулевых он исполнял обязанности замдиректора по сбыту ООО «ЭМЗсбыт» – компании, близкой Ярославскому электромеханическому заводу. Именно с появлением Маркелова «ПКП Мобойл» стала крупным поставщиком РЖД.

Сильно отстает второй крупный продавец дизеля – ООО «Ресурс Трейдинг», принадлежащее азербайджанским нефтепереработчикам и девелоперам братьям Рауфу и Рахиму Халиловым. Компания одержала победу в тендерах на 28 млрд рублей. Третье место и 15 млрд рублей у загадочного ЗАО «Сетьстройэнерго», чьи хозяева вовсе неизвестны, а фактическое местонахождение приходится искать. Далее идет поставщик локомотивов и вагонов «Трансмашхолдинг» (владельцы – миллиардеры Искандер Махмудов и Андрей Бокарев) с суммой 10,6 млрд рублей. Замыкают пятерку лидеров с цифрой 10 млрд «Корпорация Р-Индустрия», контролируемая бизнесменом Владимиром Васильевым. Корпорация снабжает РЖД оптоволоконным кабелем и другими материалами и оборудованием.

Особняком стоит институт «Росжелдорпроект», принадлежащий наполовину РЖД, наполовину частным компаниям. Организация не участвовала в тендерах, однако, как следует из отчетности за 2012 и 2013 годы, суммарно провела работы для госмонополии более чем на 50 млрд рублей (как «дочка» РЖД, институт получает подряды на специальных условиях, минуя тендеры). Например, «Росжелдорпроект» выступил генеральным проектировщикам знаменитой дороги Адлер – Красная Поляна и других олимпийских инфраструктурных объектов.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что две компании в пятерке лидеров, а также «Росжелдорпроект», вероятно, связаны с одним и тем же человеком. Это Андрей Крапивин, бывший советник и хороший знакомый президента РЖД Владимира Якунина.

«Да тут везде РЖД…»

Узнать настоящий адрес «Сетьстройэнерго» помогают документы, полученные от источника в правоохранительных органах. В феврале 2014 года рабочие, устанавливая контактную опору на сети РЖД, пробили в земле дыру диаметром полметра так, что свая провалилась в тоннель метро и врезалась в проходивший поезд. Следственный комитет проводил проверку, в том числе компании «Сетьстройэнерго», передавшей работы подрядчику. Впрочем, пострадавших не было, ущерб оказался незначительным, уголовное дело не возбудили.

Согласно ЕГРЮЛ, ранее «Сетьстройэнерго» принадлежала неким Михаилу Знаменскому и Юрию Рылову. Судя по числу навешанных на них «однодневок» (более 50 и около 20 соответственно), это лишь номинальные владельцы.

По документам из правоохранительных органов получается, что подрядчик РЖД находится в Переведеновском переулке,  дом 13, строение 5. Через проходную я попадаю на закрытую территорию. Вижу уже знакомую табличку «Сетьстройэнерго», но тут хотя бы теплится жизнь, несколько человек курят возле подъезда. В соседнем подъезде расположена структура РЖД – бюро железнодорожной автоматики и телемеханики. В здании напротив – филиал дирекции по строительству сетей связи (ДКСС). «Да тут везде РЖД», – неопределенным движением руки обводит закрытую территорию встретившийся рабочий. Впрочем, не совсем: оранжевым пятном маячит вывеска Интерпрогрессбанка, принадлежащего Андрею Крапивину и партнерам.

Соль в том, что ДКСС – один из главных заказчиков со стороны РЖД. То есть «Сетьстройэнерго», подрядчик, сидит не просто на территории госмонополии, но и под крылом главного своего заказчика.

Группа подрядчиков, предположительно, связанных с Андреем Крапивиным,в 2012–2013 годах выиграла тендеры на120 млрд. рублей. Чуть меньше трети денег, распределенных РЖД через конкурсы

Кто же все-таки хозяева? В мае прошлого года газета железнодорожников «Гудок» называла некоего Юрия Серафимовича Михеева директором группы, куда входит «Сетьстройэнерго». Этот же человек возглавляет строительный дивизион ООО «Группа компаний 1520». Когда корреспондент Slon позвонил туда под видом потенциального поставщика для «Сетьстройэнерго», посоветовали направить письмо на общий электронный адрес. Кроме того, Юрий Серафимович Михеев до недавнего времени входил в совет директоров ОАО «Трансэлектромонтажа», близкого Крапивину.

ООО «Группа компаний 1520», по данным ЕГРЮЛ, принадлежит четырем бизнесменам: Алексею Крапивину (сыну Андрея Крапивина), Валерию Маркелову (тому самому, что владеет «ПКП Мобойл»), Борису Ушеровичу и Юрию Ободовскому.

Что касается связи Андрея Крапивина с институтом «Росжелдорпроект», то здесь проще: Алексей Крапивин, а также Маркелов и Ободовский входят в совет директоров и, предположительно, являются собственниками50-процентной доли (вторая половина у РЖД). Формально этой долей владеет питерский «Ленгипротранс», в свою очередь принадлежащий кипрским офшорам, однако возглавляет совет директоров там опять же Крапивин-младший.

Более того, отношения Крапивина с РЖД не исчерпываются его связью с тремя крупнейшими подрядчиками – «ПКП Мобойл», «Сетьстройэнерго» и «Росжелдорпроект». Как показал наш анализ, бизнесмен и его сын могут иметь отношение к целому ряду поставщиков: ООО «Коминтек», ООО «ТД Энергопроммаш», ООО «Транскомплектавтоматика», ООО «Бизнес-ОРГ».

По информации:  slon.ru
Ранее

Бизнес на Путине

Далее

Тимати показал свою дочь

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru