Бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев – о российской экономике в наступившем году.
В Петербурге 25 января в зале гостиницы Sokos Hotel Olympia Garden состоялся телемост с экономистом, бывшим ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым: “Российская экономика в 2015 году”. В самом начале интернет-трансляции в зале по неизвестной причине отключился свет, неполадки были устранены примерно через час, и потом беседа уже шла в спокойном режиме.
Организовала телемост “Открытая Россия”, среди координаторов интернет-трансляции – лидер петербургского отделения РПР-ПАРНАС Андрей Пивоваров:
– Это второе мероприятие “Открытой России” в Петербурге, первым был телемост с Михаилом Ходорковским. Теперь мы решили обратить взоры на экономику и пригласить Сергея Гуриева, нам показалось это важным именно сейчас, когда Россия вступила в новый год на фоне продолжающегося снижения мировых цен на нефть, падения курса рубля, роста инфляции и экономических санкций со стороны стран Запада. Нам всем нужен серьезный разговор о том, что ждет российскую экономику в наступившем году, станет ли он годом серьезного кризиса, надолго ли хватит резервов власти, какими могут быть политические последствия экономического спада. Мы считаем Сергея Гуриева одним из наиболее значимых авторитетов в этой области, обладающих независимой точкой зрения. Он сейчас в вынужденной эмиграции в Париже, но его знания позволяют ему делать независимый анализ ситуации, который будет полезен нам всем.
Сначала зрители прослушали небольшую лекцию Сергея Гуриева, потом начались ответы на вопросы. Экономист говорил и о ценах на нефть, и о том, в какой валюте лучше хранить сбережения, и о том, что он считает неизбежным серьезное ухудшение материального положения россиян в самое ближайшее время. Но все-таки оставаться в рамках одной экономики не удалось – по словам Сергея Гуриева, отделить ее от политики сегодня практически невозможно:
– И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, и все министры в правительстве прекрасно понимают, какие реформы нужно проводить. Все понимают, что нужно сделать, – и все понимают, что это не будет сделано. Потому что все основано на лояльности, а от реформ пострадают именно те, на чьей лояльности основан режим. Все знают, что нужно делать, – и почему не делается. Неоднократно и Медведеву, и многим другим говорили, что нужно делать, – но они говорили, нет, мы не будем поддерживать малый бизнес, мы будем поддерживать силовиков.
В то же время, по мнению Гуриева, “все режимы такого рода до последнего дня считают, что им ничего не угрожает. Ярузельский за 2 дня до потери власти считал, что ему ничто не угрожает. Чаушеску за день до своего падения позвал миллион людей на улицу, чтобы показать, какая у него поддержка”.
Очень много вопросов касалось эффективности западных санкций, а также возможности военной конфронтации России с Западом. Сергей Гуриев считает, что западные станы не хотят воевать – даже если бы у России не было ядерного оружия, это для них слишком кровопролитный вариант:
– Но не вводить санкции они просто не могут. Ведь впервые после Второй мировой войны на глазах у всех была аннексирована часть другой страны. Когда Саддам Хуссейн захватил Кувейт – мы помним, чем это кончилось. Сегодня это происходит – впервые – в центре Европы. И на Западе решили: пусть страдают те, кто виноват. Но российский режим устроен так, что власть распределяет бремя санкций на всех остальных людей. И у них в руках мощный инструмент пропаганды – чтобы убедить всех, что санкции введены не против тех или иных людей во власти, а именно против народа. И все же у Европы нет других путей, кроме санкций. И каждый погибший житель Мариуполя – это гарантия того, что санкции будут укрепляться.
На вопрос, действительно ли российский народ в условиях санкций сплотится вокруг власти, Сергей Гуриев ответил, что не обязательно:
– Ситуация в экономике тяжелая, мы видим, что цены в магазинах растут, и люди обязательно начнут задавать все больше и больше вопросов.
В то же время Сергей Гуриев считает, что есть несколько фундаментальных факторов для того, чтобы российская экономика стала одной из пяти крупнейших экономик мира:
– Это и географическое положение – и с транспортной, и с туристической, и с сельскохозяйственной точки зрения, это и природные ресурсы, и человеческий капитал. Как и другие страны, которые сто лет назад были не демократическими и бедными, Россия станет – и гораздо быстрее чем через сто лет – страной с европейскими ценностями и процветающей экономикой. Я думаю, что хороший пример для этого – Польша. 25 лет назад Украина и Польша были примерно на одном уровне, сегодня Польша примерно в 3 раза богаче Украины, это демократическая страна, один из лидеров Евросоюза. Вот что страна, которая идет правильным путем, может сделать за очень короткий срок. Те люди, которые считают, что Россия обречена быть коррумпированной и недемократической страной, с моей точки зрения, являются расистами – то есть они считают россиян людьми второго сорта.
Я считаю, что российский народ – такой же, как и все другие, он может сделать то же, что и другие народы. И не надо думать, что это могут только те страны, которые находятся в западной Европе, – достаточно привести в пример Чили и Южную Корею. Более того, я остаюсь оптимистом и считаю, что у России это светлое будущее наступит достаточно быстро. Мы видим, что корабль плывет, можно считать, что он плывет на айсберг, можно считать, что он попал в шторм, где все факторы этого шторма сошлись воедино, а на капитанском мостике никого нет. Матросы, помощники, старшие помощники, капитан – все говорят разные вещи. И это означает, что высшее политическое руководство не дало им на это полномочий. Как я уже говорил, все понимают, что надо делать, но понимают также, что это опасно для нынешнего политического руководства.
В течение всего телемоста Сергей Гуриев несколько раз подчеркивал, что улучшение экономического положения России возможно только при смене власти, отмене цензуры и при свободных выборах. Только при этих условиях, по мнению экономиста, возможно и решение проблемы Крыма. Гуриев полагает, что тогда – после переговоров с Украиной – можно будет провести настоящий референдум и спросить, уже не учитывая фактор присутствия “зеленых человечков”, с кем на самом деле хочет остаться население полуострова. А вообще ситуацию в России Гуриев считает уникальной:
– В истории никогда не было перехода от недемократического к демократическому устройству страны, настолько богатой и образованной, как Россия. И восточно-европейские страны, и Испания, и Чили – все они при переходе к демократии были гораздо более бедными и менее образованными. Поэтому переход России может быть ужасным, а может быть бархатным.
По мнению Сергея Гуриева, этот переход в России состоится в ближайшие 5-10 лет.
По информации: www.svoboda.org