Клан примадонны, голые секс-символы и поющие папины дочки.
Словосочетание «лихие 90-е» давно стало нарицательным — о романтическом времени малиновых пиджаков, фиолетовых лосин и боевиков с Жан Клодом Ван Даммом на видеокассетах VHS нынешнее поколение вспоминает с умилением и некоторой грустью. Приметы того времени нашли отражение и в российском шоу-бизнесе, который в 90-е переживал, пожалуй, свой самый яркий период — эпоху становления, немыслимой свободы и самых неожиданных открытий.
Клан Примадонны
90-е стали временем сенсаций: о личной жизни звезд наконец-то начали писать таблоиды — новый вид музыкальной прессы, специализирующийся на обсуждении не музыкальных достижений артистов, а их семейных перипетий, скандальных выходок и цвета их нижнего белья. «Королевой заголовков» стала, конечно же, главная звезда страны, вкусившая славы еще при советской власти — Алла Пугачева. Алла Борисовна всегда шла в ногу со временем и знала, как завоевать внимание таблоидов. Ее сенсационный брак с начинающим путь к статусу поп-короля Филиппом Киркоровым в 1994 году на ближайший десяток лет прочно зарезервировал за собой первые полосы газет. Всех же приближенных к главной звездной паре страны стали негласно причислять к царственному «клану Примадонны», вокруг которого постоянно роились интриги, склоки и тайны.
«Пугачевская тусовка» был самой влиятельной и яркой во всех смыслах — чего стоят разноцветные балахоны самой Примадонны, а также гардероб ее молодого супруга, именно тогда познакомившегося с миром высокой моды. Туники от Роберто Кавалли вперемешку с пиджаками от Версаче, для пущего эффекта осыпанными стразами от Юдашкина, прочно «осели» на плечах у Филиппа Киркорова. Скорый громкий развод с Филиппом, появление около Пугачевой еще более юного супруга, а также детей, зачатых с помощью ее замороженной яйцеклетки, тогда, в 90-е, казались бы чем-то из области научной фантастики.
Поющие семьи
Тандем Пугачевой и Киркорова первым ввел в российский шоу-бизнес моду на поющие супружеские пары. Самой обсуждаемой из них стали Лолита Милявская и Александр Цекало, почти десять лет развлекавшие страну дуэтом под названием «Академия», а затем сыпавшие искрометными шутками в программе «Доброе утро, страна!» Пару совершенно не волновал собственный комический вид и постоянное обсуждение ее личной жизни. Появляясь на экране в самых безумных нарядах и с невероятным макияжем, Лолита вскоре стала настоящим символом шоу-бизнеса 90-х. Комедийный дуэт с Цекало перестал существовать лишь тогда, когда рухнул их брак. С тех пор Милявская запела драматичные песни и неожиданно стала российской «гей-иконой»: именно под ее хиты танцуют в московских клубах для секс-меньшинств.
Лолита Милявская в разговоре с SUPER рассказала о том, как чувствовала себя в 90-х.
— В 90-е было одно счастливое обстоятельство: людям позволялось выражать собственные мысли и выглядеть на сцене, как угодно. Это был глоток воздуха! — уверяет Лола. — Появилось огромное количество людей в разных течениях и направлениях: от тяжелого рока до ироничных групп. Ироничным могу назвать «Кабаре-дуэт Академия». Он и сейчас прижился бы, так как создан людьми с хорошим чувством юмора и хорошей степенью образованности. У нас в клипе был эпизод с мавзолеем — по сюжету он взрывался. Сейчас он вызвал бы негатив и порицание. Тогда такого не было. Все дышало свободой и перестройкой!
Примечательно, что одна за другой распались и другие «поющие семьи»: «уплыли» в разные моря спевшие легендарный хит «Дельфин и русалка» Игорь Николаев и Наташа Королева.
Развелся с дочерью Пугачевой — Кристиной Орбакайте и один из самых желанных девушками поп-идолов 90-х — обладатель белокурой шевлеюры и роскошного фальцета Владимир Пресняков.
Секс-символы
Чего-чего, а «сладких мальчиков» в российском шоу-бизнесе образца 90-х было хоть отбавляй. К слову, секс-символы двацатилетней давности ничуть не стеснялись выглядеть как представители сексуальных меньшинств — их фанаток из 90-х это совершенно не смущало. Видя на сцене напомаженных полураздетых солистов самой популярной группы «На-На», нередко сотрясающих перед их носом гениталиями, девушки впадали в настоящий экстаз.
Депутат Виталий Милонов в 90-е потерял бы рассудок от ужаса, увидев на сцене полуголого Влада Сташевского с блеском на губах, поющего про любовь, которая «здесь больше не живет», а всех фанатов «мальчика-бродяги» Андрея Губина, обожавшего обтягивающие джинсы и куртки в блестках, потребовал бы немеделенно засудить за педофилию.
— Главная отличительная черта того времени — безбашенность, —поведал SUPER о своих ощущениях и воспоминаниях о 90-х продюсер группы «На-На» Бари Алибасов, считающий себя одним из основателей российского шоу-бизнеса. — СССР умер в один день. Пока я не придумал шоу-бизнес, его не было. А это я его придумал, кто бы что ни вякал! На первом фестивале «Славянский базар» я напечатал памятку для СМИ. Ко мне подошел Айзеншпис с вопросом: «А что такое СМИ?» Представляете? Даже он ни в чем не разбирался. Вот в такое время жили!
К слову, на смену сексуально раскрепощенным на-найцам вскоре пришли более скромные «Иванушки International», ставшие настоящим кошмаром для мам тысяч российских школьниц. На гастроли «за Иванушками» по всей России разъезжали целые автобусы фанаток «качка» Кирилла Андреева, «рубахи-парня» Андрея Григорьева-Аполлонова и «стихоплета» Игоря Сорина. К слову, слава сыграла с последним злую шутку — после скандального ухода из группы на пике популярности певец при невыясненных обстоятельствах погиб, выпав из окна высотки.
Заметно потрепала жизнь и других секс-символов 90-х: солист «На-На» Владимир Левкин несколько лет боролся с раком, певец Андрей Губин располнел и стал затворником, а Влад Сташевский потерпел неудачу в семейной жизни и сейчас лишь изредка поет в провинциальных клубах.
Папины дочки
90-е стали настоящим раздольем для желающих стать звездами большой сцены дочек и любовниц владельцев виноводочных заводов и мебельных фабрик. Не скупясь ни на что для любимых наследниц и тайных зазноб, «богатые папики» широким жестом покупали для них «оптом» эфиры на ТВ и радио и снимали клипы с бюджетом, равным годовому ВВП среднеразвитой африканской республики. Папиных любимиц не волновало отсутствие вокальных данных — крутой звездой их делало ежедневное мелькание в музыкальных программах, где десять раз за день могли прокрутить клип дочки генерального директора российского MTV — певицы Лены Зосимовой «Подружки мои, не ревнуйте».
В кулуарах же то и дело обсуждали головокружительные карьеры роскошной Натальи Ветлицкой и обворожительной Ирины Салтыковой, за которыми всегда стояло крепкое плечо олигархов-спонсоров, или тайного покровителя Кати Лель — авторитета Александра Волкова. Правда, сама певица сейчас предпочитает о прошлом не вспоминать и о «лихих 90-х» рассуждает крайне осторожно.
— Я появилась на сцене в конце 90-х, но могу сказать, что музыка в то время была проще и, быть может, она была и понятней. А попасть в шоу-бизнес и уж тем более в нем задержаться всегда было сложно, в любые времена, — высказалась артистка.
Не брезговали помощью влиятельных родственников не только дочки, но и сыночки. Так, успех рэпера Децла, ставшего иконой десятиклассников, финансово обеспечивал его отец — бизнесмен Александр Толмацкий.
Дальше всех пошел бизнесмен Игорь Селиверстов, основавший группу первых предшественниц «Виа Гры» — девичий коллектив под названием «Стрелки». За солистками, то и дело сменяющими друг друга, неизменно стояли богатые господа, финансировавшие их карьеру. Годы шли, на смену одним господам приходили другие, а группа «Стрелки» снискала в шоу-бизнесе дурную славу девушек легкого поведения, не брезгующих петь в банях и саунах в поисках новых спонсоров. В нынешние времена своих тайных покровителей звезды предпочитают стщательно крывать, дабы не вызвать волну общественного обсуждения.
О внешнем виде звезд двадцатилетней давности высказался стилист Александр Тодчук, работавший с самыми яркими звездами 90-х.
— Это был достаточно яркий период, когда исчез железный занавес. Наши звезды тогда предстали перед зрителями в как никогда ярких образах. Настоящей бомбой в 90-е стал революционный клип Натальи Ветлицкой на песню «Посмотри в глаза», — поделился своей точкой зрения стилист Тодчук. — Благодаря ему она сразу же стала законодателем моды, предметом для подражания. У меня складывается впечатление, что у некоторых звезд с тех пор мало что изменилось, например, Филипп Киркоров: только наряды стали дороже, перьев стало больше, а сам Филипп — старше. Группа «Стрелки» была одной из первых, которая имела такой контекст, что на сцене и в клипах нужно больше раздеваться, нежели наряжаться. Настоящей звездой была Наташа Королева — воплощением мечты провинциалки из 90-х! Украинская народная девка с большими сиськами, яркая и к тому же голосистая… Чудесное время было.