О языкознании как оборонной науке.
Не хочется верить в худшее, но правда жизни стучится в дверь кирзовыми сапогами и бьет копытами прямо у парадного крыльца Министерства обороны Российской Федерации.
Чему учил нас товарищ Сталин, спрошу я вас, граждане читатели. Каким должен быть образцово-показательный командир российской армии. Что он, наперед всего должен знать. Не знаете? Так я вам скажу все как есть, ничего не скрою.
Когда на встрече с красноармейцами Сталину задали вопрос, какой предмет главный в командирской учебе, он ответил, не задумываясь ни на секунду: «Русский язык!» И объяснил, что главное для командира, чтобы его распоряжения и приказы были понятны подчиненным. А для этого командир должен свободно владеть русским языком.
Свыше семидесяти лет это завет генералиссимуса свято блюли советские и российские военачальники, что позволяло на высоком уровне обеспечивать национальную оборону и безопасность.
И вот, настал день, когда на самом высоком уровне русскому языку дали коленкой под… ну, одним словом, ниже пояса.
Только что министр обороны РФ Сергей Шойгу утвердил девиз для воинов и гражданских специалистов материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных сил «Никто лучше нас», как сообщил ТАСС замглавы военного ведомства Дмитрий Булгаков.
Когда я узнал об этом, душа моя исполнилась печали. Я вспомнил бессмертную «Одиссею» Гомера. Тот эпизод, когда циклоп Полифем допытывается у Одиссея, как его зовут. А хитроумный ахеец ему отвечает, что зовут его Никто.
Таким образом, Одиссею удается его очередная военная хитрость. Отрицательное местоимение он выдает за свое личное имя, и тем самым сбивает врагов со следу.
А товарищ Шойгу поступил ровным счетом наоборот. Причем этот «наоборот» не простой, а сложносочиненный.
Есть известный слоган десантников «Никто, кроме нас!»
Тут все по правилам русской грамматики. После отрицательного местоимения, запятая, а затем предлог «кроме», который употребляется только с родительным падежом.
А в слогане, придуманном в Минобороны, запятой нет, предлога «кроме» тоже нет. И что получается? Получается, что речь идет о каком –то таинственном «Никто»(имя собственное), который лучше нас, то есть лучше всей могучей и непобедимой российской армии, вернее бойцов и гражданских специалистов ее материально-технического обеспечения.
У меня такое подозрение, что убийственный для российских тыловиков слоган придумал какой-нибудь скороспелый выпускник военного вуза, мозги которого повредились из-за нескончаемых тренингов по сдаче ЕГЭ, и который мыслит не континуальными концептами великого и могучего русского языка, а дискретными и оттого ущербными мыслеформами ЕГЭ-решебников, вырабатывающих у того, кто на них подсядет, шаблонное и неживое мышление, которое и мышлением-то назвать нельзя.
И ведь такой, с позволения сказать, грамотей, хуже тысячи неприятельских шпионов, потому что он поднимает на смех нашу армию и ее доблестное руководство. Одна надежда, что услыхав сию новоизобретенную речевку, наши враги умрут от смеха, корчась в жутких судорогах.
Не исключено, все дело в том. Что Сергей Кужугетович, по своей великой занятости, не глядя, подмахнул очередную указивку. И, спохватившись исправит ситуацию.
Я просто не смею высказывать крамольную мысль о том, что наш оборонный министр не является природным носителем русского языка. Ведь тогда его подчиненные могут не понять его команд и распоряжений в час «Х», когда коварный враг решит под покровом темноты и неграмотности российских военачальников напасть на рубежи нашей Родины.
В общем, может, в российском Генштабе хоть Гомера перечитают?
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политки(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук