На авиасалоне МАКС-2013 будут впервые продемонстрированы групповые полеты новейших российских истребителей пятого поколения Т-50 . Перед открытием выставки бывший главнокомандующий ВВС России, Герой Российской Федерации, доктор военных наук, профессор, генерал армии Петр Дейнекин рассказал о достоинствах и недостатках новых боевых самолетов, а также поделился своими мыслями относительно перспектив Военно-воздушных сил России.
Сейчас в развитии ВВС России наступил благоприятный период, считает Петр Дейнекин. Это подтверждает, в частности, само появление новейшего истребителя пятого поколения Т-50.
По мнению некоторых экспертов, Т-50 в сравнении с американскими F-22 и F-35 выигрывает в маневренности, однако истребители США имеют преимущества в малозаметности.
Бывший главком ВВС считает, что ответ на вопрос о сильных и слабых сторонах Т-50 по сравнению с американскими самолетами F-22, F-35 могут дать не теоретические или рекламные данные об этих машинах, а только практика. В боевых условиях будут использоваться все возможности истребителей, в том числе и малозаметность для радаров противника, однако надо иметь ввиду, что создать полностью невидимый летательный аппарат невозможно. Отличная маневренность – тоже необходимое сегодня качество для истребителя, ведь время воздушных боев или, как их называли раньше, «собачьих свалок», не прошло, и в ближнем бою выиграет схватку более маневренный самолет.
Что же касается вооруженности Т-50, то, на взгляд доктора военных наук, ракеты с дальностью поражения 400 километров больше бы подошли фронтовому бомбардировщику, чем истребителю. Ведь каждому самолету вооружение должно подбираться исходя из задач, которые должен выполнять тот или иной летательный аппарат.
Хотя, отметил Дейнекин, сейчас еще рано говорить об уникальности Т-50, который себя еще нигде, кроме как в показательных полетах, не проявил. С другой стороны, и эти полеты показали миру, что российский авипром не топчется на месте.
Военные эксперты среди достоинств новейшего российского истребителя отмечают большой топливный бак, считая это заметным преимуществом перед аналогичными машинами других стран. Петр Дейнекин, отмечая, что экономичность двигателя и дальность полета является одной из основных характеристик боевой машины, при этом отмечает, что американцы при переброске своих авиагруппировок широко используют дозаправку в воздухе. В наших же ВВС этот способ переправки истребителей на дальние расстояния без посадки еще не слишком используется. Для России с ее огромными территориями дозаправка в воздухе весьма актуальна.
Американские военные летчики приняли концепцию под названием «Авиационная экспедиционная армия». Каждая такая армия состоит из 210-280 самолетов. Планируется, что 10 экспедиционных армий заменят все боевые формирования ВВС США.
России не нужны экспедиционные воздушные армии, считает Петр Дейнекин. Потому у нашего государства иная внешняя политика, в отличие от Соединенных Штатов, которая следует концепции мирового лидера. Хотя при российских территориях наши ВВС должны быть априори экспедиционными, чтобы, при необходимости, в минимальные сроки передислоцироваться от Балтийского моря к Тихому океану, и наоборот.
Сравнивая боевые качества нового Т-50 с китайским истребителем пятого поколения J-20, бывший главком ВВС отметил, что руководители авиапромышленности КНР идут в правильном направлении. Они приобретают новые технологии, и на их основе делают свои самолеты и ракеты. Хотя, по мнению генерала, китайская авиационная промышленность отстает от российской. Но если Россия приостановит свое движение или будет слишком вяло продвигаться вперед в этом направлении, то не исключено, что китайцы смогут нас обогнать.
Некоторые эксперты предлагают российскому военному авиапрому брать пример с Англии или Франции. Самолет пятого поколения они закупили в США, и сразу приступили к разработке боевых воздушных машин шестого поколения, сэкономив тем самым немало средств.
Однако Дейнекин напоминает, что Великобритания и Франция – члены НАТО, поэтому покупка боевых самолетов у страны-союзницы к каким-либо серьезным последствиям не приведет. Россия же должна заниматься этим делом самостоятельно, а раз так, то перепрыгнуть через поколение не получится.
Разумная интеграция с дружественными странами, например, по линии ОДКБ, в этом вопросе возможна. Но при этом нельзя входить в зависимость от авиапрома других стран , чтобы при тех или иных политических или экономических разногласиях они не подвели нас. У России, считает Дейнекин, все военное обеспечение должно быть свое: и самолеты, и вертолеты, и танки, и ракеты… Даже тушенка и обмундирование должны быть отечественными.
А что касается дальнейших разработок, то, считает доктор военных наук, шестое поколение боевой авиации, скорее всего, будет беспилотным. Поэтому изучение беспилотных машин большого радиуса действия – вопрос особый. И над ним российские авиаконструкторы плодотворно работают.
Сергей Лисицын