Писатель Герман Садулаев о спорах украинских и российских поп-историков.
Под влиянием нашего настоящего наше прошлое снова до неузнаваемости изменилось. Теперь, оказывается, Киевской Руси вовсе не существовало, Киев-К у я б был основан иудо-хазарскими тюрками, варягами взят как добыча, а настоящее начало Руси на севере, в Великом Новгороде и в Старой Ладоге.
Про Старую Ладогу и про хазар я и сам ранее, задолго до украинских событий, писал в фантастическом романе «Таблетка», который добрался до финалов двух литературных премий и вообще сделал меня знаменитым. Однако нынешняя смена акцентов в поп-истории вызывает у меня чувство неловкости. Очевидно, что российские поп-историки стали говорить о хазарском К у я б е в пику украинским поп-историкам, каковые провозгласили «Киевскую Русь» началом «украинской государственности».
И в том, и в другом случае мы видим слишком мало истории и даже художественной литературы, и слишком много пропаганды. И хочется сказать: чума на оба ваши дурдома. Но я так не скажу, потому что всех поп-историков нежно люблю. Из людей серьёзных, умных, только я один их читаю, слушаю и откликаюсь на очередные новые повороты старой истории. Прочие считают ниже своего достоинства, а зря.
Зря, потому что историю пишут вовсе не победители. Историю пишут историки. И, увы, не академические, а популярные, народные, фолк-историки и пропагандисты. И чья версия окажется более изобретательной, с такой историей мы и будем жить. Хороший литератор-историк и победителя с проигравшим легко поменяет местами. И очень скоро все будут верить ему, а не хроникёрам. Потому что художественный вымысел всегда убедительнее и правдоподобнее, чем сухие и скучные факты. Тому подтверждением есть много сухих и скучных фактов, но я не буду перечислять: сами найдёте в «гугле».
Относительно Киевской Руси факты таковы, что довольно долгое время российская, позже советская, ещё позже снова российская идеология гальванизировала выкидыш и последыш «панславизма», тезис об «единстве трёх братских славянских народов – русского, украинского, белорусского». В этом ключе изучалась история Руси. И период доминирования Киевского престола был поименован «Киевской Русью». То есть, так вот тихой сапой, исподволь, исторический период стал государством. Это понятно. И многие уже отметили.
Когда отметили? Сейчас, потому что выкидыш окончательно сдох. И, раз нет никакого единства и братства сейчас, то и истории единой у нас быть не должно, а каждый пусть заберёт свои игрушки и ползёт к другой подружке. Значит, Киев пусть остаётся истории «украинской государственности», «белорусская государственность» пусть эксплуатирует, например, память Великого Княжества Литовского (и русского), а у нас, на нашей нынешней территории есть Старая Ладога, ей и исполать (что бы это ни значило).
Как писатель умный и серьёзный, я на это вот что скажу: сейчас-то, конечно, все вы правы: и российские поп-историки, и украинские, и даже белорусские. Но если говорить о 8-9-м веках, то никаких украинцев и белорусов тогда не существовало. Были только русские, как зарождающееся военно-политическое объединение нескольких племён и разноэтнических профессиональных сообществ. Так что если мы можем говорить об истории государственности в 8-12 веках, то только об единой истории русской государственности. Украинская и белорусская государственности возникли в 90-х годах прошлого века, в Беловежской Пуще, до того в истории никакой украинской или белорусской государственности не существовало. Хотя была история народов и попытки их политического самоопределения, большей частью неудачные.
Прошу заметить: я не отрицаю того, что есть на свете украинский и белорусский народы. Со своими прекрасными языками. С культурой и традициями. С правом на самостоятельную историческую и политическую судьбу. Сейчас – есть. А в 8-м веке – не было. И успешной собственной государственности у этих народов до Беловежской Пущи не было. И давайте не будем делать вид что кто-то в мире или внутри СССР серьёзно принимал «Россию, Украину, Белоруссию» как трёх равноправных учредителей «союзного» советского государства. Всем всегда было понятно, что «СССР» – другое имя России. Таковы скучные факты.
Теперь же в битве поп-историков придумываются несуществовавшие государства и тянутся на них одеяла исторических достижений. Причём битва эта имеет характер нацистский, расистский и дискриминационный со всех сторон. Все бывшие «братья» примеряют на себя «чистое славянство», а родственников укоряют порочными связями. Украинские поп-историки утверждают, что русские – не славяне, а помесь тюрков с финно-уграми. Русские поп-историки доказывают, что украинцы – тюркские иудо-хазары.
Бог ты мой, да чем же вам всем тюрки не угодили? Великая цивилизация воинов и победителей, один из столпов общечеловеческой культуры. Почему славянином или скандинавом быть почётно, а тюрком – предосудительно? Кто это придумал? Потому что не Европа? А что такое эта ваша Европа? Европе что гунны, что скандинавы (неистовые норманны) были одинаково отвратительны во время оно. Или вот ещё финно-угры. Это же финны. И эстонцы. Вполне европейские народы. Чем они хуже славян? И кто тут у нас чистые славяне? Которые без белобрысых угров. Может, южные? Те, которые по нашим представлениям, больше похожи на цыган, чем на русских?
Итак, ныне в пропагандистских целях стала востребована версия о хазарском основании Киева. Весьма возможно, что Киев был основан хазарами. Потом был захвачен скандинавами. То, что мы сейчас называем «Русью», в начальное время было полем напряжения между Хазарией и викингами. В этом наэлектризованном поле и родилась русская государственность.
По мнению умных и серьёзных исторических писателей, «варяжский вопрос» не имеет ровно никакого смысла. Был ли Рюрик славянином, балтийцем или скандинавом – критического значения не имеет. Существенное влияние скандинавского элемента на военную и политическую жизнь Руси не вызывает никаких сомнений. Как и в случае с Англией, Францией и прочей Европой. Вместе с тем, говорить о том, что высокоразвитые викинги принесли диким лесным племенам государственность не приходится, хотя бы потому, что сами викинги были гораздо более дикими племенами. И есть, конечно, «теория насилия» Гумпловича, но об этом в следующий раз.
А сейчас хотелось бы сказать о том, что Русь появилась вследствие того, что условный «Север» победил условный «Юг». Поэтому Хольмгард-Новгород покорил Куяб-Киев, а не наоборот. Это верно. Но далее Киев и прочая русская земля вокруг Киева, нынешняя Украина, стали важным центром развития русской государственности и русской цивилизации. Киев был северным форпостом Хазарии. Но он не стал только южным форпостом Руси. Разгромив хазар киевский князь Святослав задал южный вектор расширения Руси.
Да, Киев был центром русских земель. И не только Киев, но и прочая «Украина» были колыбелью русской цивилизации. С чего вдруг мы должны теперь это отрицать? Только потому, что ныне политические границы переменились? Да сто раз такое бывало, и что?
Гораздо лучше и перспективнее в литературном смысле понять некоторые закономерности смещения цивилизации по территориальной оси «центр-периферия». Давайте вспомним в последний раз как это было с Русью.
Сначала мы имеем Север. На Севере – Ладога, Новгород – это ещё не совсем Русь. Скандинавы, балты, чудь, славяне, все уже на местах, но магического соединения в новую цивилизацию ещё не состоялось. Для этого нужен натиск в чужую землю. Таковой стала Хазария, вернее, славянские земли, податные хазарам. И вот с занятием Киева и окрестных земель появляется Русь как новый синтез, новая идея нового народа и нового человека. Поэтому верно то, что Киев – колыбель русской цивилизации и матерь всех городов русских, и не будем этого забывать.
Далее Русь распространяется и на юг, и на запад, и на восток. Новые «столы»-престолы становятся локальными центрами разновидностей русской цивилизации, обусловленных климатом, рельефом, соседством и прочими особенностями, но соединённых династией. На северо-востоке восходят Владимир, Суздаль – поначалу это периферия русского мира. Постепенно политическое ядро Руси перемещается туда. Киевский «первый стол» всё более превращается в номинальный первый, на деле – один в ряду, да и не самый желанный.
Потом ослабевшая Русь сдаётся захватчикам. Восточная часть Руси покоряется державе Чингизидов, а западная попадает под влияние европейских государств. И пути расходятся. Орда предоставляет «своей» Руси широкую культурную и политическую автономию. А Европа «свою» Русь «интегрирует» до полного уничтожения русскости.
И дело не в том, что «монголы» были такими хорошими и добрыми, а европейцы такими злыми фашистами. Никто не был хорошим и добрым. Но если вас всё равно завоюют, то лучше пусть завоюют те, кто цивилизационно наиболее далеко от вас отстоит: у таких не будет соблазна лезть к вам в душу. Кочевникам Орды не приходило в голову, что надо вместо русских крестьян сажать хлеб, для чего отобрать у них землю, или что хорошо бы всех обратить в истинную монгольскую веру – тенгрианство. Нет, ордынцам хватало дани, рабов на продажу, вспомогательных войск для войны, общего политического контроля над ситуацией. А внутри себя можете квасить свой квас и молиться как умеете. Но европейцы были русским слишком близки. Поэтому обращали в католичество, в западничество, заменяли элиты на свои или интегрировали элиты, и так далее. В общем, западная Русь как Русь была уничтожена.
Пришло время нового витка развития русской государственности. И центром стала бывшая периферия – Владимирско-Суздальская земля, а в ней Москва. Киев же сначала стал из центра русской цивилизации её периферией, а потом попал под влияние враждебных государств и стал врагом. И сейчас мы видим воочию последствия такого исторического кульбита.
Киев был центром русской земли, потом стал периферией русского мира, потом стал субъектом наиболее враждебным русскому миру. Так бывает. А северо-восток Руси, напротив, из дальней периферии стал основой и центром русской цивилизации. И так бывает.
И вот что я хочу по этому поводу рассказать. Точно такая же история приключилась с нашими любимыми ариями.
Где-то во втором, а может и в третьем тысячелетии до нашей эры, арийские племена пришли с северо-запада в долины рек Сарасвати и Инда. Они застали упадок «хараппских» городов, возможно, вошли в то, что от них оставалось. Так на территории современного Пакистана, зародилась ведийская, индоарийская цивилизация. Долины Сарасвати и Инда стали колыбелью ведийской культуры. Считается, что здесь были составлены Веды.
Племя «магадхи» впервые упоминается в одной из Вед – в Атхарва-веде. И упоминается весьма интересным образом. Автор-заклинатель насылает на них лихорадку. По древнему магическому принципу «у кошки боли, у собачки боли, у нашей Машеньки не боли». Магадхи перечислены в числе тех племён, которые «не жалко», на которых автор-арий направляет болезнь, очищая от болезни своих близких. Видимо, магадхи, хоть и были ариями, однако находились на самом краю арийского мира, в непосредственном соприкосновении с не-ариями, так что почти отождествлялись с ними. А центром арийского мира была тогда территория современного Пакистана.
Далее, в эпосе Махабхарата мы видим, что ядро арийской цивилизации сместилось на восток, в долины Ганги и Ямуны. Река Сарасвати пересохла, климат и ландшафт изменились. «Пакистан» становится западной периферией. А вот царство магадхов уже полноправный участник политической жизни ариев, империя магадхов конкурирует с империей Хастинапура, с центром арийского мира.
Проходит ещё одна историческая эпоха и ко времени составления дхармашастр мы находим магадхов в центре и основе империи Маурьев – самого великого и успешного государственного образования в индоарийской истории. Магадхи стали опорой индоарийской цивилизации, её культурным и политическим центром. А что же «западные земли»? Теперь они не просто периферия, но места весьма сомнительные с точки зрения ритуальной чистоты. Поскольку многие завоеватели ходили через эти края, и нельзя быть уверенными в сохранении там ведийской культуры.
Закончилась эта история уже в наше время. При разделе Индии западные земли выделили в придуманный «Пакистан», куда переселились мусульмане. Пакистан – искуственно сконструированное государство, которое политически, культурно, религиозно противостоит Индии и всему, что связано с индуизмом. Это анти-арийское, анти-ведийское образование. Между тем, именно на землях нынешнего «Пакистана» был центр «арья-варты», священной земли ариев и колыбель индоарийской цивилизации.
Вот пример в поддержку мысли о том, что не нужно каждый раз при смене политических ориентиров переписывать историю. История, каковой она была на самом деле, гораздо интереснее наших выдумок о ней. И в её парадоксах реальность предстаёт как стежки невидимого нам узора – чудовищного по масштабам замысла, в котором есть место и иронии, и рифме.