Субъективные заметки по случаю 10-й Международной выставки оборонной промышленности, технологий и систем безопасности LAAD-2015 в Бразилии.
Вчера я дал большое интервью российскому «Радио- Спутник» по поводу открывшейся в Рио-де-Жанейро выставки современных вооружений и военной техники. Успехов там больших не ожидалось, и не ожидается. Основная причина в том, что США сейчас повернулись в сторону Латинской Америки с твердым намерением обустроить Западное полушарие в духе доктрины Монро. То есть полностью контролировать эту часть света. Думаю, что у них это получится. Обама на саммите в Панаме душевно побеседовал и с президентом Венесуэлы Мадуро и с лидером Кубы Раулем Кастро. Американцы укрепляют свой тыл, чтобы развязать себе руки для гибридных войн в Европе, Азии и Африке.
Конечно, в Латинскую Америку активно рвется Китай. И получит по зубам. Для этого Обама и повернул в сторону доктрины Монро. Российские происки в Латамерике США не страшны. А вот Китай еще недавно на полном серьезе помышлял повторить в подбрюшье у США свой африканский кунштюк, где китайцы скупили было почти все природные ресурсы. Американский гибридный булат опроверг звон китайского злата. Африка и Ближний Восток теперь надолго сфера развертывания американских сценариев разной степени успешности.
Но что нам до китайцев? Своя морока ближе к телу. Россия уже третий или четвертый год пытается продать Бразилии зенитный комплекс «Панцирь», а главным аргументом с нашей стороны является возможность обезопасить солнечный Рио от вероятных воздушных угроз во время тех или иных спортивных мероприятий. Честно говоря, рассказывая об этом ошеломительном рекламном заходе по радио, я просто смеялся. Причем, третий год предлагают. Сначала предлагали обезопасить с помощью «Панциря» футбольный чемпионат, теперь – олимпиаду.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Вот глава «Рособоронэкспорта» Александр Бриндиков откровенно сказал, что российское оружие стало проигрывать мировую конкуренцию. Это так. И конечно же, не из-за примитивной тактики промоушен. Хотя и из-за этого тоже.
С «Панцирями» неувязка в том, что бразильцы хотят их не просто покупать, а самостоятельно производить и продавать третьим странам. Наши переговорщики с этим не соглашаются, хотя это бессмысленно. Так ведут себя все продвинутые покупатели вооружений на мировом рынке. Диверсификация производителей и локализация.
И если наши оружейные бароны этого не поймут, то с «Панцирями» мы пролетим точно так же, как пролетели с индийскими контрактами на «Миги». Я думаю, что так и произойдет, ибо российские генералы руководствуются только личными и корпоративными интересами. То есть – им нужны деньги от продажи оружия. А с государственными интересами это не всегда стыкуется.
Что самое интересное для нас в Бразилии с точки зрения вооружений военной техники? То, что она не имеет проблем с допуском к самым передовым западным военным технологиям. Ей продают все, что она хочет.
Бразильский рынок ВВТ прочно захвачен западными корпорациями. В некоторых сегментах монополию держит Израиль.
Выскажу крамольную мысль: В вопросах ВТС(военно-техничесекого сотрудничества) с Бразилией Россию должна интересовать не столько финансовая составляющая, сколько технологическая.
А именно – чужие технологии. Причем я не имею в виду примитивное воровство западных военных секретов отмороженными российскими грушниками.
Скорее так: мы вам «Панцирь» со всеми потрохами, и продавайте его кому хотите. А вы нам… тут я умолкаю и предоставляю волю читательской фантазии.
Скажете – глупая идея. А три года верчения муму за хвост – умная идея?
А утрата позиций на мировом рынке – умная идея?
Нам бы взять в пример тех же китайцев, которые в вопросах воровства чужих технологий, военных и гражданских, ни в чем себе не отказывают.
А за предложение прикрыть ракетным зонтиков бразильскую олимпиаду я бы снимал звезды с погон и переводил дослуживать из столицы в солнечную Бурятию.
Не скрою, я привел в пример совсем уж простенькую схему военно-торговой хитрости в том, что касается продажи наших замечательных «Панцирей». Это для отвода глаз нашим конкурентам на мировом рынке ВВТ. Можно и похитрей придумать. Надеюсь, что так он и будет.
Главное – включать то, что кое у кого есть. Мозги.
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук