Россию проверят на человечность

 

Украинские власти готовят иск к РФ в Гаагский трибунал

В ближайшие недели власти Украины подадут против России иск в Международный уголовный суд (МУС). Об этом вчера сообщила Генпрокуратура Украины, “скомпоновавшая” материалы о нарушениях международного права человека, якобы допущенных РФ при присоединении Крыма, а также преступлениях против человечности, совершенных, по версии украинских следователей, властями РФ, ДНР и ЛНР в Донбассе. Опрошенные “Ъ” эксперты считают маловероятным, что Гаагский трибунал признает указанные Киевом факты своей юрисдикцией. И даже если расследование все же назначат, доказать вину России по этому делу будет крайне сложно.

Как сообщил замгенпрокурора Украины Виталий Касько, материалы о нарушении Россией международного права на украинской территории “уже скомпонованы”. По его словам, после “консультации с иностранными экспертами” эти документы будут в течение месяца переданы в кабинет министров, после чего Киев направит их в Гаагу. По версии украинской Генпрокуратуры, грубые нарушения прав человека были совершены должностными лицами РФ в Крыму, кроме того, “руководители РФ и самопровозглашенных ДНР и ЛНР виновны в преступлениях против человечности и военных преступлениях” в Донбассе.

Украина не входит в юрисдикцию МУС — она подписала Римский статут (правовую основу этого суда), но не ратифицировала его. Однако в феврале Верховная рада временно признала юрисдикцию МУС для расследования “массового убийства украинских граждан”, совершенного на Украине начиная с 20 февраля 2014 года.

В компетенцию МУС входит преследование лиц, виновных в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Как только материалы, собранные украинскими властями, поступят в Гаагский трибунал, его прокурор должен будет решить, могут ли полученные факты указывать на перечисленные преступления, и если да, то поставить вопрос о возбуждении уголовных дел. Впрочем, опрошенные “Ъ” эксперты уверены, что шансов на такое развитие событий крайне мало.

По словам доцента кафедры европейского права МГИМО Николая Топорнина, “чтобы МУС дал ход делу, нужно решение прокурора о том, что имели место действительно вопиющие нарушения прав человека (как было во время массового кровопролития в Эфиопии, Уганде), или ходатайство ООН, или согласие международного сообщества на специальную юрисдикцию, как было в случае с Югославией”.

Юрист коллегии адвокатов “Клишин и партнеры” Владимир Энтин пояснил “Ъ”, что “для обращения в МУС должны быть потерпевшие — те, чьей жизни и здоровью был нанесен ущерб”. “Обращающаяся сторона представляет прокурору обоснования нарушений: документы, фото, рассказы очевидцев. Все это проходит проверку, и только после этого принимается решение о необходимости полного расследования,— рассказал он.— Обвинения предъявляются конкретным лицам за конкретные действия — например, военнослужащим”. По его словам, если речь идет о непосредственном участии РФ в конфликте, то должно быть доказано, что российские военные были направлены специально для ведения боевых действий, в результате которых произошли массовые нарушения прав человека. “А сделать это будет крайне сложно”,— говорит он.

Другая проблема, на которую указывают собеседники “Ъ”, состоит в том, что МУС может заподозрить политическую подоплеку в украинском иске. “Юридически ситуация с временной юрисдикцией МУС на Украине остается спорной: позволяя государствам выбирать, в каких ситуациях они признают юрисдикцию МУС, а в каких нет, суд оставляет возможность для политических манипуляций и оппортунизма,— считает Рослин Фуллер, эксперт по международному праву из исследовательской группы INSYTE.— МУС осознает это и старается не вовлекаться в политические конфликты между государствами”.

И наконец, собеседники “Ъ” говорят, что формально Россия не может выступать ответчиком в МУС, так как и она не ратифицировала Римский статут. “Даже в самом фантастическом случае, если суд признает, что на Украине происходит геноцид или военные преступления и в этом виновна Россия, привлечь российских должностных лиц к ответственности все равно не получится”,— уверен Николай Топорнин.

Эксперт Human Rights Watch Элизабет Эвенсон, впрочем, пояснила “Ъ”, что у украинского иска (если суд встанет на сторону Киева) могут быть негативные последствия для Москвы: если признанный виновным гражданин РФ окажется на территории страны–члена МУС, его тут же арестуют. Разбирательства в МУС, как правило, занимают по несколько лет.

Мария Ефимова, Елена Черненко

Фото: ntv.ru
По информации: Коммерсант.ru 

Ранее

Нефть дешевеет на заявлениях Саудовской Аравии

Далее

Япония постоит в стороне от парада Победы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru