Россия отметила годовщину бракосочетания со Всемирной торговой организацией.
Ситцевой свадьбе этой неравной пары был посвящен специальный брифинг, в которой принял участие и спецкор «НВ».
Вел встречу директор Международного делового центра «Россия в ВТО», участник переговоров о вступлении нашей страны в эту организацию Роман Губенко. Начал он, что называется, за здравие: поведал о позитивных сторонах первого года членства России в ВТО, назвал причины резкого роста импорта на некоторые виды товаров, но при этом заметил, что «многие проблемы не связаны со вступлением в ВТО». «ВТО — не зло и не добро. От обсуждения надо переходить к другому: что необходимо исправлять?» — сказал Губенко. И выразил уверенность в позитивном влиянии ВТО на российскую экономику.
Другие участники брифинга не полностью разделили взгляды директора МДЦ.
— Мы вступили в ВТО самой слабенькой молочной отраслью самого хиленького сельского хозяйства, — заявил председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. — Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года не соответствует задачам дня. В итоге мы имеем рекордное падение производства товарного молока на 10% (скорее всего, потеряем 1 млн. т). Одновременно на четверть вырос импорт пальмового масла, самого популярного в производстве молочных фальсификатов. Зарубежные поставки подсолнечного, хлопкового и сафлорового масла — того, что используют в мыловарении и производстве линолеума, и вовсе выросли на 45 процентов.
На мой вопрос о величине дотаций на 1 кг реализации молока Даниленко вспыхнул: «Это больная мозоль. Изначально, до вступления в ВТО, мы лоббировали 3 рубля на 1 кг. По факту же мы сегодня в среднем по стране получаем… 90 копеек! О какой конкуренции с Беларусью и Евросоюзом может идти речь?
Образно выразился вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут: «ВТО — не картина маслом, это мультфильм, и мы сейчас еще только в первом кадре, а реальные последствия увидим через несколько лет». А пока, по словам Корбут, мало что изменилось — как были ограничения со стороны ряда стран, так и остались. «ВТО — это молоток, которым можно забить гвоздь, а можно и по пальцу ударить», — заключил эксперт.
Директор Аналитического центра «ВТО-Информ» Евгений Корчевой подчеркнул:
— Самое главное — у нас неравная конкурентная ситуация по инвестициям. Экономическая ситуация показывает, что при существующих налогах, ценах на энергоносители, процентных кредитных ставках никакой бизнес в России не конкурентоспособен.
Эксперт подтвердил, что все прогнозы центра оправдались: в сельском хозяйстве доходность упала, практически все сектора испытывают проблемы, при этом цены на прилавках не снизились и экспорт не увеличился. К сожалению, план адаптационных мер существует только на бумаге, а реально действующих мер поддержки для отраслей нет.
Высказав свои страхи и опасения, эксперты по итогам брифинга сошлись во мнении, что ВТО — это инструмент, которым необходимо научиться грамотно пользоваться, для чего следует кардинально поменять экономическую политику в Российской Федерации. Они были единодушны: влияние ВТО российская экономика полноценно почувствует через 3–5 лет.
Александр РЫБАКОВ
спецкор «НВ»