США и Саудовскую Аравию рассорил Иран
Отношения США и монархий Персидского залива переживают один из самых драматичных моментов в истории 70-летнего союзничества. Потеряв надежду сорвать готовящуюся ядерную сделку с Ираном — ключевым геополитическим соперником Эр-Рияда, король Саудовской Аравии Сальман пошел на беспрецедентный демарш. Он отказался от участия в открывающемся сегодня в Вашингтоне саммите США и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГАПЗ). Администрация Обамы так и не смогла спустить скандал на тормозах, справиться же с долгосрочными последствиями конфликта между союзниками будет сложнее.
Саммит лидеров монархий Персидского залива во главе с саудовским королем и президента США, запланированный на 13 и 14 мая в Вашингтоне и Кэмп-Дэвиде, должен был сгладить противоречия между союзниками, вызванные ходом переговоров по ядерной программе Ирана. Как сообщили в пресс-службе американской администрации, во время саммита планировалось дать партнерам в Персидском заливе необходимые разъяснения по этой теме и снять их обеспокоенность.
Однако Эр-Рияд и его ближайшие союзники, как следует из заявления посла ОАЭ в Вашингтоне Юсефа аль-Отайбы, ждали не просто разъяснений, а гарантий, желательно письменных, что США, учитывая готовящуюся ядерную сделку с Тегераном, будут готовы защитить их в случае нападения со стороны Ирана. В Вашингтоне дали понять, что о юридически обязывающем договоре в области безопасности (вроде пятого пункта устава НАТО, обязывающего страны–члены альянса совместно реагировать на агрессию в отношении любого из них) речи идти не может.
Накануне саммита в администрации США в качестве утешительного приза посулили союзникам поставки новых вооружений, новые совместные учения, а также активизацию проекта общей системы ПРО стран ССГАПЗ. Однако союзников это не успокоило. Реакция короля Сальмана, который накануне саммита внезапно отменил уже подтвержденный визит, сославшись на крайнюю занятость, заставила гадать: что же могло стать для Эр-Рияда более приоритетным вопросом, чем отношения с Вашингтоном? К демаршу саудовского лидера присоединились король Бахрейна Хамад и монархи Омана и ОАЭ, сославшиеся на болезнь. В итоге в сегодняшней встрече с Бараком Обамой будут участвовать лишь двое из шести приглашенных глав государств — эмиры Катара и Кувейта.
Сгладить неловкость от демарша не удалось ни главе МИД Саудовской Аравии Аделю аль-Джубейру, заявившему, что отсутствие короля Сальмана не связано с конфликтом в двусторонних отношениях, а Эр-Рияд будет достойно представлен наследными принцами, ни пресс-секретарю президента США Джошу Эрнесту, заверившему, что Вашингтон не считает произошедшее “сигналом”. Критики тут же обвинили Барака Обаму в неспособности разрешить накопившиеся противоречия, главным образом по иранской ядерной программе и ситуации в Йемене.
Арабская коалиция, которая с 26 марта ведет военно-воздушную операцию в Йемене, но так и не достигла существенных результатов, вчера объявила о начале пятидневного перемирия. В Эр-Рияде осознают тупиковую ситуацию в соседней стране и ждут более активного участия союзников в операции против шиитских мятежников-хуситов, считающихся союзниками Ирана. Однако в этой критической ситуации США готовы лишь на логистическую и разведподдержку.
“Отношения США и суннитских монархий Персидского залива пережили существенную перемену. Вашингтон долгое время хотел добиться большей самостоятельности от союзников в вопросах безопасности. Это дало результаты: страны ССГАПЗ развили небывалую военную активность на Ближнем Востоке, в Северной Африке, однако для Вашингтона эффект их возросшей самостоятельности оказался негативным”,— заявил “Ъ” эксперт расположенного в ОАЭ фонда Risk Insurance Management Теодор Карасик.
Таким образом, Вашингтон вынужден нести растущие издержки, вызванные его сближением с Ираном. “Вероятно, США хотели бы воссоздать нечто вроде формулы 1970-х годов, когда противостояние Эр-Рияда и Тегерана было не менее серьезным, однако США поддерживали выгодные для себя отношения с обоими лидерами мусульманского мира,— заявил “Ъ” живущий в ОАЭ востоковед Александр Шишкин.— В этой ситуации суннитские монархи пытаются выжать из Вашингтона максимум. Торг между союзниками будет довольно жесткий”. Одним из пунктов переговоров, как считают эксперты, могут стать цены на нефть, которые Эр-Рияд уже некоторое время держит низкими, позволяя Вашингтону оказывать давление на Москву.