Новый закон превратил школы в коммерческие предприятия, а образование сделал услугой
В минувшее воскресенье вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который заменил два базовых закона: «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Согласно новому документу, в стране введены радикальные изменения в образовательном процессе.
На обучении новшества скажутся печально
Власти преподносят новый закон как уникальное явление, способное перевернуть весь образовательный процесс в стране. Действительно, в документе есть положения, которые на первый взгляд кажутся привлекательными. Например, впервые закреплено на законодательном уровне, что зарплата учителей должна быть не ниже средней по региону.
Но на деле оказалось, что деньги для учителей федеральная власть велела разыскивать самим регионам. Там, как водится, денег нет. И был найден гениальный выход: повышать зарплату будут за счет повышения педагогической нагрузки на учителей! Как подчитали учительские профсоюзы, теперь школьный учитель работает по 55-70 часов в неделю, хотя Трудовой кодекс однозначно указывает на то, что труд учителя не должен превышать 36 часов в неделю, в которые входит 18 часов уроков, и еще столько же времени отводится на прочую учительскую деятельность.
Да, конечно, не все 70 часов учитель – учит. Надо еще и домашние задания проверить, и родительское собрание провести, и отсидеть на всяких совещаниях, и очередной отчет составить. Но раньше на все это отводилось в полтора раза меньше времени. Вот и считайте.
А ведь еще и сами классы увеличились – теперь в них не 25 человек, как раньше, а 30-33 ребенка. Сказалась «оптимизация», то есть сокращение сети школ.
Отработав более 10 часов в день, учитель и дома вынужден «дорабатывать», например, проставлять оценки в электронные журналы и дневники, поскольку делать в школе это практически невозможно из-за тормозного Интернета. Да и не все отчеты с мониторингами успевает учитель сделать в школе.
Как считает московский учитель русского языка и литературы, член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, все эти «преобразования», привнесенные новым законом, на качестве обучения скажутся весьма печально.
Кроме того, оп оценке Луховицкого, пострадает и дополнительное образование. Теперь ведь, согласно нововведениям, ученику, в зависимости от его возраста, в различных кружках и секциях бесплатно можно заниматься только от 4 до 6 часов в неделю. А сам кружок может «функционировать», по новым же нормативам, только в том случае, если в нем не менее 15 учеников.
Вообще, в школе теперь платить придется практически за все. Например, за подготовку к Единому госэкзамену. Учителям нужно лишь собрать родителей выпускников и в качестве дополнительной услуги предложить им занятия по специальной подготовке к ЕГЭ. Платной, разумеется. Разве кто-то из родителей откажется? И протестовать никто не будет, ведь на самом деле такого урока в рамках образовательного стандарта нет, а раз нет – то это дополнительная услуга. Однозначно!
Новый закон превратил школу превратилось в предприятие, которое должно приносить прибыль, а образование – в услугу, считают многие учителя.
Что изменил новый закон
Согласно новому закону, специальные школы и учреждения, которые одновременно дают ученикам профессию и среднее образование, теперь могут отбирать одаренных детей, по окончании они получат два документа: аттестат о среднем образовании и диплом о профессиональном образовании.
Все школы теперь обязаны создавать условия для приема детей с ограниченными возможностями, то есть, вводится так называемое инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся вместе с обычными учениками. А сельские и деревенские школы отныне разрешено закрывать только при соответствующем одобрении сельского схода.
Новый закон вводит обязательную школьную форму. По мнению законодателей, эта норма позволит решит ряд проблем, возникающих в школьной среде на социальной, этнокультурной и конфессиональной почве.
Семьям, которые по объективным причинам обучают детей дома, станут компенсировать определенную часть расходов на такое образование.
Учителям поднимут зарплату – теперь она будет не ниже средней по региону, а сельским учителям сохранят льготы по оплате ЖКХ.
Теперь учиться придется не только школьникам – закон ввел профессиональные стандарты образования учителей. Высшие учебные заведения, как государственные, так и частные, будут проверяться на качество образования, которые в их стенах получают студенты.
Из системы образования исчезнут те профтехучилища и колледжи, которые дают только начальный уровень профтехобразования. Среднее же профтехобразование новый закон разделил на две программы: подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена.
Государство, согласно новому закону, больше не будет компенсировать вузам расходы на содержание студенческих общежитий, соответственно, ликвидируются и прежние ограничения по оплате за проживание в «общагах». То есть, теперь студенты за общежития будут платить полную стоимость, цену которым установят сами вузы. По оценкам экспертов, цена «общаги» в среднем увеличится в 10 раз.
Льготникам при поступлении в высшее учебное заведение теперь предложат только бесплатные отделения вуза. И возможность поступить на льготных основаниях у абитуриенту будет единственной – в случае отчисления из вуза, поступать заново ему придется на общих основаниях.
Все эти изменения, по мнению законодателей, в итоге приведут к тому, что как минимум пять российских высших учебных заведений войдут в рейтинг 100 лучших вузов мира, около трети студентов будут учиться приоритетным профессиям, четверть средних специальных и высших учебных заведений будут приспособлены для учебы инвалидов.
Что ж, время покажет, сбудутся предсказания законодателей, или нет. Сейчас же есть все основания полагать, что этот закон скорее обрушит и без того хилую систему российского образования. Потому что платить чуть ли не все то, что раньше было бесплатно, сможет далеко не каждая российская семья.
Да и какое качество будет у этого «стоящего» образования – еще большой вопрос.
Семен Богданов