5`Nizza сыграла в Москве
В московском зале Stadium.Live при аншлаге прошел концерт харьковской группы 5`Nizza, которая в начале 2000-х была олицетворением честной массовой музыки на постсоветском пространстве, но довольно быстро распалась, оставшись светлым пятном в памяти поколения, рожденного в 1980-е. На концерте побывал БОРИС БАРАБАНОВ.
Второй и последний студийный альбом харьковской группы 5`Nizza “О5” вышел десять лет назад. Сейчас смешно читать рецензии, в том числе и коммерсантовские, в которых молодых музыкантов тогда обвиняли в самоповторах и рекомендовали им поскорее уйти от минималистичной формулы “два голоса — одна гитара”. Спустя десять лет Андрей Запорожец и Сергей Бабкин вышли на сцену концертного зала Stadium.Live точно в том же формате, в котором публика узнала их в первой половине 2000-х. И полтора с лишним часа держали площадку в восторженном напряжении, не прибегая ни к каким дополнительным драматургическим, сценическим или музыкальным эффектам. И так на всем маршруте короткого воссоединительного тура 5`Nizzы, который пока не обещает вылиться в полноценное возвращение. Семь концертов, три новые песни — и пока все.
Семь тысяч человек в Stadium.Live — это рекорд для одного концерта условно-отечественного коллектива в этом зале, больше билетов здесь продавал только “Океан Ельзи”, но на два вечера. Интересно, что в годы своей активной деятельности 5`Nizza таких залов в Москве не собирала, да их и не было. 5`Nizza распалась до того, как в полную силу заработал Б1, задолго до того, как в России появился iTunes или набрала обороты сеть “ВКонтакте”. Популярность дуэта зарождалась на стыке двух эпох. Они еще застали владычество традиционных медиа, которые, к слову сказать, не открыли 5`Nizzу, а плелись в хвосте ее всенародной известности. А массовый успех группы начался с того, что люди переписывали друг другу их первый альбом на CD-болванки, и это был прообраз будущих торрентов — не в техническом, но в идеологическом смысле.
Если бы в 2005 году критикам, исходившим скепсисом по поводу альбома “О5”, показали картинку из 2015 года, они, конечно, рвали бы на себе волосы. Зал пел все песни от начала до конца, и неважно было, с какого они альбома. Ни одна из песен сольных карьер участников 5`Nizzы не может рассчитывать даже на малую долю такой любви. В эти три-четыре года, когда 5`Nizza сочиняла свой классический материал, с ними, видно, и вправду случилось озарение. Не устарели не только песни. Не изменились и они сами. Правда, если Андрей Запорожец, выступал просто в шляпе, то лицо профессионального актера Сергея Бабкина было скрыто гримом a la Марсель Марсо, который к концу концерта стал немного напоминать маску Джокера. Но исходившее сквозь грим обаяние вызвало даже зависть среди зрителей. “Я-то уже второго родила,— можно было услышать от какой-нибудь зрительницы,— а они все такие же!”
Концерт 5`Nizzы оказался ретроаттракционом для самого молодого из поколений, которые в принципе могут по чему-либо ностальгировать. За годы молчания 5`Nizzы укрепились не только позиции отдельных их песен, которые можно услышать и в караоке, и на телевизионных шоу, и в подземном переходе. Проросли семена самого стиля — смеси регги и хип-хопа. “В стиле 5`Nizzы” — вполне распространенное определение в отношении молодого коллектива, использующего слабую долю и характерную вокальную подачу. Вряд ли можно было бы говорить о популярности, скажем, группы “Бумбокс”, Ивана Дорна и многочисленных поп-проектов вроде “Градусов” или “Пиццы”, если бы в свое время тропинку для такой музыки не протоптала бы 5`Nizza. А сами Бабкин и Запорожец с удовольствием отдали дань уважения собственным учителям, разбросав по программе короткие цитаты из Led Zeppelin, Боба Марли, Бека, Виктора Цоя и Михея.
5`Nizza входит в России число негласно разрешенных украинских коллективов. Похоже, их просто нет на радарах тех, кто зажигает красный или зеленый свет. 5`Nizzе удалось избежать каких-либо политических коннотаций, они не только не дают никаких комментариев, кроме призывов к миру,— к ним вся политическая повестка просто не прилипает. У них нет цели никого спровоцировать. И они играют свои воссоединительные концерты с одинаковым успехом на Украине, в России и Белоруссии. О самой своей узнаваемой песне “Солдат”, которая за последние полтора года, конечно, обросла новыми смыслами, музыканты сочли сказать со сцены только одно — она обо всех солдатах во всем мире. И это справедливо: “Я солдат, мне обидно, когда остается один патрон — только я или он”.
Фото: ekaterinburg.vibirai.ru
По информации: kommersant.ru