Группа Museвыступила в Москве
На стадионе “Открытие Арена” в Тушино в рамках фестиваля Park Live выступила английская группа Muse с программой мирового турне, посвященного альбому “Drones”. БОРИС БАРАБАНОВ оценил новое шоу.
Немало зрителей подтянулись к выступавшей перед Muse американской альтернативной группе Incubus. Судя по откликам в соцсетях, поклонники Incubus были возбуждены их визитом не меньше, чем основная масса зрителей — приездом хедлайнеров. Некоторые остались в таком восторге, что вынесли вердикт: не ту группу поставили хедлайнером. Но кассу событию сделали, конечно, Muse. По данным “Ъ”, зрителей к середине их выступления набралось около 40 тыс. Большая спортивная арена “Лужников” с таким количеством людей не произвела бы впечатления заполненной, но для всех остальных площадок это рекордный показатель.
Если все музыканты, когда-либо игравшие на БСА, то есть на самой большой площадке города, набрали свою базу поклонников в Москве еще до того, как стали ездить на гастроли в Россию, то в случае с Muse рост группы происходил буквально на наших глазах. Этим фактом можно гордиться. Московские меломаны видели и слышали, с чего начинали Muse. На концерте в Тушино многие вспоминали, как Muse в самом начале 2000-х играли при совсем небольшом по нынешним меркам стечении народа на фестивале каскадеров в Крылатском и уже тогда “рубились”, как в последний раз, отдавая аудитории всю свою энергию до капли. И спустя несколько лет посещение очередного концерта Muse стало обязательным, если тебе не было безразлично происходящее в современном роке. Причем важно, что в 2000-е Muse стали чуть ли не единственным оправданием молодой рок-волны перед той “олдскульной” частью аудитории, которая считает, что все закончилось на Led Zeppelin и Deep Purple. Muse единственные “умели петь и играть” в терминологии тех, для кого петь — значит брать высокие ноты, а играть — значит быстро передвигать пальцами по грифу.
Они устраивают всех. Концерт на стадионе ФК “Спартак” подтвердил эту репутацию. Несмотря на то что новый альбом “Drones” объединен вокруг новой антиутопической концепции, шоу, показанное в Москве, было довольно стандартным с точки зрения сценографии. Главным было самоотверженное концертное исполнение Мэттью Беллами, Кристофера Вольстенхольма и Доминика Ховарда. Если на предыдущем альбоме “The 2nd Law” (2012) Muse сообщили фанатам, что слышали про дабстеп, и при этом развернулись в аранжировках во всю свою оперную широту, то в “Drones” трио сфокусировалось на рок-корнях, для чего привлекло к работе продюсера Мэтта Лэнга (AC/DC, Def Leppard). На концерте все источники и составные части саунда были сбалансированы идеально, песни отобраны так, чтобы удовлетворить любого зрителя, на каком бы этапе их карьеры он ни присоединился к армии поклонников. В исполнении Мэтта Беллами есть и консерваторская виртуозность, и хард-роковый напор, и, когда нужно, практически киркоровский вокальный надрыв. В ход идет все.
Слаженно работающий концертный механизм дал сбой только раз: когда во время исполнения “Apocalypse Please” всю первую половину песни Мэтт Беллами пел за роялем с выключенным микрофоном. Скорее всего, это был единственный очевидный технический косяк. Потому что разбитые в исполнительском угаре гитары — это, конечно, неотъемлемая часть рок-н-ролльного спектакля.
Излишне говорить, что все песни от начала до конца зрители готовы были подхватить с любого места, что они и делали по первому сигналу господина Беллами. Вот песня “Uprising”, звучащая в начале биса. Muse поют: “Они над нами не властны. Не вечно им нас унижать. Мы выйдем из-под контроля. И мы победим, так что come on!” Безусловно, это мощное антитоталитарное высказывание и одновременно идеальная поп-песня. Вся чаша “Открытия” превращается в хор. Вопрос: что в этот момент в голове у зрителей? Реальное желание свободы? Радость от того, что все они здесь вместе? Или просто инстинктивное следование хитовому припеву?
Muse наряду, скажем, с Depeche Mode и Мэрилином Мэнсоном — прекрасное доказательство парадокса: популярная музыка, в том числе и стадионный рок,— это страстный призыв освободиться от условностей общества, закона, религии и одновременно грандиозный тоталитарный инструмент. Кто-то по-прежнему осознает слова куплетов, а для кого-то изначальный сигнал давно потерян и есть просто песня, которую услышал когда-то по радио.
Борис Барабанов
Фото: rockcult.ru
По информации: Коммерсант.ru