Правительство обсуждает проблемы автоэкспорта.
Как стало известно “Ъ”, премьер Дмитрий Медведев поручил правительству обсудить идею группы ГАЗ Олега Дерипаски по масштабной программе поддержки автоэкспорта. Среди предложений — расширение программ льготного лизинга и автокредитования на экспорт, субсидирование логистических затрат и разработок экспортных модификаций. Группа ГАЗ также добивается снижения стоимости экспортных кредитов. Однако пока поставки автомобилей за пределы России незначительны, а источники “Ъ” считают, что у Белого дома могут возникнуть вопросы к эффективности поддержки экспорта.
О том, что владелец группы ГАЗ Олег Дерипаска 18 июня передал премьеру Дмитрию Медведеву предложения по мерам господдержки экспорта автомобилей, “Ъ” рассказали источники, знакомые с ситуацией. Тогда премьер в ходе открытой части встречи говорил, что автопроизводителям “надо воспользоваться в экспортных целях” девальвацией рубля. По данным источников “Ъ”, группа ГАЗ хочет ввести “не запрещенные правилами ВТО механизмы поддержки экспорта”, в том числе экспортные субсидии. Для обсуждения предложений “на площадке правительства” может быть создана комиссия с участием автопроизводителей и ведомств. По словам собеседников “Ъ”, премьер “в целом идею поддержал” и поручил проработать меры первому вице-премьеру Игорю Шувалову и Минэкономики.
Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова подтвердила “Ъ”, что Олег Дерипаска внес “ряд мер по поддержке отечественного автопрома”, которые “обсуждаются на рабочем уровне”. В секретариате Игоря Шувалова и Минэкономики признают, что предложения прорабатываются.
Экспорт автомобилей из РФ невелик. КамАЗ в 2014 году нарастил экспорт на 6,8%, примерно до 6 тыс. машин, группа ГАЗ реализовала за рубеж 17 тыс. машин (выручка выросла на 56%, до 7,2 млрд руб.), экспорт АвтоВАЗа упал на 34%, до 51,7 тыс. машин. По данным Минэкономики, автопром в январе–апреле наращивал экспорт: АвтоВАЗ — на 9,4%, КамАЗ — на 20%, “Урал” (входит в группу ГАЗ) — на 34,7%.
Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что у компании есть или готовятся к запуску “много привлекательных для поставок за рубеж моделей”, в частности уже выпускаются LCV “Газель Next”, грузовик “Газон”.
Собеседники “Ъ” рассказывают, что среди нефинансовых мер господдержки экспорта есть “снижение на внешних рынках импортных пошлин на комплектующие для экспортных модификаций, это вопрос торговых переговоров”. Компания также предлагает субсидировать логистические затраты, включая тарифы ОАО РЖД, и издержки на сертификацию техники по международным стандартам; распространить на экспорт действующие программы льготного лизинга и автокредитования, субсидии на НИОКР; инициировать по линии ВТО “мероприятия по снижению уровня таможенных пошлин на автотехнику” и ускорить создание зон свободной торговли с другими странами.
Финансовый пакет предусматривает снижение стоимости экспортного финансирования. По данным источников “Ъ”, в группе ГАЗ отмечали, что рефинансирование под страховое покрытие ЭКСАР в рублях можно получить под 9% годовых, но ставку надо снизить до 5%. Предложено ускорить механизм получения льготного экспортного финансирования (сейчас — около полугода). “Отмечается, что сейчас возможность субсидировать экспортные контракты есть только у ВЭБа и (в перспективе) у Росэксимбанка, но право стоит дать и другим”,— говорят источники “Ъ”. В ВЭБе и ЭКСАР от комментариев отказались, но источник, близкий к группе, назвал последнее предложение “резонным”, оно обсуждается.
На фоне затяжного падения спроса в РФ (за январь–май, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи упали на 37,7%, до 642 тыс. машин) производители уже не раз заявляли о необходимости поддержки экспорта. В феврале глава АвтоВАЗа Бу Андерссон просил правительство о подобных субсидиях. Источники “Ъ” в отрасли говорят, что и другие экспортеры готовят предложения Минпромторгу (субсидии на логистику, сертификация на соответствие требованиям страны ввоза, субсидирование ввозных пошлин на внешних рынках).
Но один из собеседников “Ъ” отмечает, что Минфин требует бюджетной эффективности таких мер, которая в подобных программах практически отсутствует. На прошлой неделе заместитель гендиректора “Рено Россия” Игорь Титов предложил разработать новые критерии оценки эффективности экспорта для его поддержки. По его словам, они основаны на НДС, которого нет при экспорте, но должны учитывать и, например, “доходы региональных бюджетов”.
Директор автомобильной практики PwC в России Сергей Литвиненко говорит, что в РФ сейчас есть лишь косвенные меры поддержки экспорта — например, политические переговоры. К распространению программы обновления парка и льготного автокредитования на экспорт господин Литвиненко относится скептично: так, вести программу с иностранными банками в валюте дороже. Зато идею снизить ставку по рефинансированию экспортных кредитов он считает “эффективной и практичной”. Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” полагает, что экспортная ниша для производителей — качественная бюджетная коммерческая техника, с новыми моделями есть перспективы у АвтоВАЗа.
По информации: kommersant.ru