За вождение в пьяном виде – тюрьма
Завтра вступает в силу новая редакция Уголовного кодекса (УК), призванная решить проблему с пьянством за рулем. Водители, систематически садящиеся за руль в нетрезвом виде, теперь рискуют угодить за решетку на два года. До сих пор самым суровым наказанием для них было лишение прав. Ужесточения стали реакцией властей на скандальную аварию в Москве на Минской улице с участием пьяного водителя в 2012 году. На разработку новой версии УК понадобилось почти три года.
С 1 июля 2015 года уголовным преступлением будет считаться управление автомобилем в пьяном виде (и повторный отказ от медосвидетельствования) в случае, если ранее водитель уже был лишен прав за аналогичное правонарушение. Установлен временной интервал, в течение которого применяется норма,— с момента возврата прав до фиксации повторного факта нетрезвой езды должно пройти меньше года.
Сегодня за повторное вождение в пьяном виде, согласно КоАП, максимальный штраф составляет 50 тыс. руб., максимальный срок лишения прав — три года, за повторный отказ от медосвидетельствования — штраф 30 тыс. руб. и лишение прав до двух лет. Кроме того, суд может назначить административный арест на срок до 15 суток гражданам, которые водят машину в пьяном виде без прав. Теперь судьи смогут применять штрафы в размере 200-300 тыс. руб., обязательные работы (до 480 часов) или лишение свободы на срок до двух лет.
Вводится также минимальный срок лишения свободы в случаях, когда в результате совершенного нетрезвым водителем ДТП есть пострадавшие или погибшие. В случае если погиб один человек, виновник рискует провести за решеткой минимум два года, а если погибших двое или больше — минимум четыре года. Как пояснили инициировавшие поправки депутаты, сегодня, пользуясь отсутствием минимальной планки, судьи нередко назначают условное наказание за смертельные аварии.
Напомним, поправки к УК разрабатывались после скандального ДТП на Минской улице в Москве в 2012 году, когда нетрезвый Александр Максимов насмерть сбил семь человек. Тогда в Госдуме была образована межфракционная рабочая группа по борьбе с пьянством. Автором поправок к УК выступила Ирина Яровая (“Единая Россия”), она предложила увеличить максимальный срок лишения свободы за ДТП, происшедшие по вине пьяных, с 9 до 15 лет. Против этого выступил Верховный суд, который указал, что нельзя приравнивать это преступление к умышленному убийству по степени ответственности. Кроме того, внутри “Единой России” начались споры о том, что нельзя усиливать наказание, пока не введена норма минимального содержания алкоголя в крови. В результате госпожа Яровая от работы над законопроектом отстранилась, документ стали дорабатывать другие депутаты. Сперва были приняты поправки к КоАП, усиливающие санкции за пьянку (в 2013 году вместе с лишением прав стали еще и штрафовать на 30-50 тыс. руб.), а работа над изменениями УК затянулась почти на три года. Поправки были приняты Госдумой лишь в конце 2014 года — с отсрочкой вступления на полгода для разработки внутриведомственных процедур ГИБДД.
Как пояснили “Ъ” в Госавтоинспекции, факт повторного управления автомобилем в нетрезвом виде будет устанавливаться следующим образом. Сперва водитель должен пройти освидетельствование с помощью алкотестера, а если не согласен с его результатами — медицинское освидетельствование у врача (или отказаться от обеих процедур). При этом прямо на месте нарушения его проверяют по базе данных ГИБДД. Если выясняется, что меньше года назад водитель уже был наказан за нетрезвую езду, его доставляют в местное ОВД. Как пояснил “Ъ” вчера замначальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД России Александр Быков, отвезти в отделение полиции гражданина может как наряд Госавтоинспекции, так и другие сотрудники полиции (инспектор докладывает дежурному по ОВД, тот и принимает решение). В ОВД сотрудники органов дознания получают от нарушителя пояснения, после чего могут задержать гражданина на 48 часов. Затем по решению суда на время предварительного расследования нарушитель может остаться под стражей на более длительный срок или отпущен под залог либо подписку о невыезде. Еще один сценарий возможен, пояснили в ГИБДД, когда на месте не удалось проверить информацию о наличии у водителя нарушений. В этом случае, пояснил “Ъ” господин Быков, инспектор (или другой полицейский) также вправе доставить гражданина в отделение “для выяснения дополнительных обстоятельств”, необходимых для оформления правонарушений. “Соответствующие методические указания до сотрудников ДПС были доведены, проработка была проведена с органами дознания, вопрос прорабатывался также с Генпрокуратурой”,— пояснил Александр Быков.
Вчера Госавтоинспекция, по сути, впервые публично призвала также жаловаться в полицию на водителей и автомобилистов, которые “ведут себя на дороге неадекватно”. “Сотрудники ГИБДД готовы принять все необходимые оперативные меры реагирования на сообщения о пьяных водителях”,— говорят в ведомстве.
“Видимо, мы уже приблизились к максимальным карательным санкциям по отношению к пьяным,— считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. — Теперь беспредельщики, постоянно садящиеся за руль в пьяном виде, будут убраны с дорог и заточены в тюрьму еще до того, как по их вине кто-то погибнет. А остальные поплатятся значительным штрафом. 200-300 тыс. руб.— это практически стоимость машины, это многих остановит”. По мнению депутата, результаты применения новых санкций будут видны уже в начале 2016 года. “Думаю, что рост пьянства за рулем приостановится или как минимум стабилизируется”,— говорит он.
“С усилением санкций увеличится соблазн отмазаться, дав взятку инспектору, а у сотрудника ГИБДД, соответственно, соблазн это предложение принять,— предполагает президент московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Надо понимать, что новый УК — это закон для трезвых. Пьяных, находящихся в неадекватном состоянии, это не сдержит. Они все равно будут садиться и выезжать на дорогу, сколько бы санкции ни ужесточали”.