Минэкономразвития пытается стимулировать госкомпании к финансированию новых технологий
Минэкономики предпринимает новую попытку привлечь госкомпании к финансированию инноваций. Ведомство разработало для них новые требования к программам инновационного развития. Они включают увеличение числа заказов новых технологий у российских поставщиков, раскрытие планов закупок и привлечение экспертов к разработке программ. Впрочем, основную проблему — недостачу интереса к инновациям у самих госкомпаний — этот документ вряд ли решит.
Минэкономики совместно с институтами развития разработало и направило в правительство новые методические указания к программам инновационного развития (ПИР) компаний с госучастием. Напомним, вопрос разработки ПИР и мониторинга их реализации обсуждался на апрельском заседании президентского Совета по модернизации и инновационному развитию, где были одобрены подготовленные предложения (протокол есть в распоряжении “Ъ”). В документе записано, что госкомпании должны к 15 ноября 2015 года привести ПИР в соответствие с новыми требованиями к качеству программ, основной целью которых должен стать отказ от устаревших технологий. По данным “Ъ”, госкомпании настояли на отсрочке до апреля 2016 года — правка может быть внесена перед утверждением документа правительством. Вчера в НИУ-ВШЭ прошло первое открытое обсуждение ПИР с участием госкомпаний.
Последняя версия методических указаний была разработана еще в 2010 году, ее основной целью было создание инновационных департаментов внутри госкомпаний. Теперь же госкомпаниям рекомендуется перейти от внедрения новых разработок “снизу вверх” (когда потребность в них предлагают подразделения компании) к стратегическому планированию “сверху вниз” и распространить ПИР и на “дочки”. Оценка возможного внедрения инноваций должна проводиться для всех инвестпроектов дороже 1 млрд руб. Самих инноваторов также предлагают разделить на поставщиков и покупателей технологий.
В критерии эффективности ПИР госкомпании также должны включить объем инвестиций на внедрение российских технологий и закупки инновационных товаров, работ, услуг у российских поставщиков. Отбор поставщиков рекомендуется вести по стоимости жизненного цикла товара (с учетом срока использования и издержек на обслуживание). Для этого потребуется раскрыть информацию о планах закупки инноваций и лекарств и создать “единое окно” для поставщиков. Помимо этого компании должны публиковать “паспорт” ПИР и привлекать экспертов к разработке программ. Пока госкомпании предпочитают закупать разработки за рубежом, разработчики также ориентируются на экспорт, говорится в презентации замглавы Российской венчурной компании Евгения Кузнецова.
Утверждать разработанные госкомпаниями ПИР (всего в списке 35 госкомпаний, не считая “дочки”) будет комиссия, в которую помимо профильных министерств входят Минэкономики и Минобрнауки. Эффективность ПИР предлагается сравнивать в первую очередь с зарубежными конкурентами по итогам оценки существующих технологий и возможностей их переноса. Вес ПИР в перечне показателей эффективности госкомпании должен составлять 20-25%, говорится в документе. Предполагается также мотивировать топ-менеджмент госкомпаний, но для этого потребуется изменение требований к ним у Росимущества.
“Типичные проблемы для 90% госкомпаний — это нехватка персонала, который занимался бы внедрением новых разработок, ограниченный бюджет и отсутствие коммуникации между соответствующими департаментами и остальными подразделениями компании”,— отмечает директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Высшей школы экономики Михаил Голанд. “Необходимо применять не только кнут — повышение требований к отчетности, но и пряник — помощь в решении конкретных проблем компаний, зачастую представляющих собой целые отрасли, в частности за счет корректировки нормативной базы”,— считает эксперт.