Встреча друзей

или

«Черная метка» от «Черного Властелина».

595

Российскую  прессу обошли фотографии  Владимира Путина и его большого друга Сильвио Берлускони, отдыхавших на Алтае.

…Тайга, охота, мужественные и веселые лица знаменитых политиков. Это герои наших дней, селфмейдмены и альфа- политики, вершители мировых судеб….

А на самом деле, о чем речь-то?  Ну не потащился бы старый пройдоха   на алтай-малтай  запросто так уток пострелять и в баньке попариться.

545450_570148099670718_1804541714_n

На истинную причину визита Берлускони указали два эксперта – близкий к кремлевским источникам профессор МГИМО Валерий Соловей и  резко антикремлевски настроенный блогер Слава Рабинович.

По их версии старый итальянский  ловелас привез ВВП «черную метку» от Запада: быстро уйди с Донбасса или начнутся санкции высшего порядка, против всей российской элиты, против нефтяных компаний, даже частных, против банков,  против детей мажоров и самих мажоров и т.д.

Наверное, это правда. Наверное, какие-то еще иные ужасы припасены для российских начальников. И для всех россиян, оказавшихся на территории не великой независимой державы, а раскинувшейся на двух континентах бензоколонки, простенькая продукция которой мало кому сейчас  нужна.

Вышеупомянутые эксперты считают, что дедлайн для ВВП и его команды наступит где-то к концу лета. Уж не знаю, верить или не верить «хронике заранее объявленной  смерти»  геополитической бензоколонки с ядерными ракетами, особенно названным конкретным жестким срокам.

Я вообще не склонен верить подобным «утечкам информации», которые подобны  психоинформационному наркотику – на такие вести из коридоров власти подсаживаешься, как на чарку водки после русской баньки, или на  утреннюю чашку кофе – кому что нравится.

Существуют иные критерии устойчивости государственной власти и общественного развития. Первейший из них – способность к самостоятельному развитию, независимо от  внешних ресурсных центров, -финансовых, информационных, технологических, культурных.

Ни по одному из этих ресурсов Россия независимой не является. Поэтому, чтобы определить временной отрезок, в течение которого РФ  может еще держаться на плаву, сохраняя нынешний политический механизм управления, достаточно сделать даже грубую прикидку, насколько ей хватит этих ресурсов.

Финансы.

Нет нужды заниматься подсчетом, насколько хватит нынешних золотовалютных резервов РФ.  Российское руководство уже произвело такой подсчет, перенеся парламентские выборы на осень 2016 года. Это не означает, что именно тогда запасы ЗВР придут к концу. Может быть  это произойдет на несколько месяцев позже. Вряд ли раньше. Только если  США и Евросоюз не ограничатся санкциями, а введут (например по результатам расследования нидерландскими экспертами катастрофы малайзийского «Боинга») эмбарго на импорт  российской нефти или просто напросто конфискуют часть российских ЗВР в счет иска по делу ЮКОСа. Дело идет к аресту российских активов на территории США, за чем  последует их арест в десятках стран мира. В принципе ключи от финансового апокалипсиса для РФ в руках Америки, этим и вызвана неопределенность  прогноза и косвенный метод оценки.

«Нью-Йорк Таймс» уже намекнула о возможном эмбарго на российскую нефть:

«…Принятие нового санкционного пакета может привести к ограничению экспорта топлива из России» (But they can climb dramatically to include new measures to crimp the country’s all-important fuel exports, cut Russian banks off from international financial transactions and severely limit the capacity of Russian businesses to engage in lucrative business deals overseas).

Может быть у нас есть возможность выйти на восточные рынки капитала и начать кредитоваться в Китае?

Нет такой возможности.

«Большая часть китайских банков отказывается проводить операции с российскими кредитными организациями. Соответствующая информация содержится в статье первого зампреда ВТБ Юрия Соловьева, опубликованной в журнале Finance Asia». 

Закрыт для нас нее только Китай, но и вся Азия.

«Азиатские страны вслед за европейскими закрыли свой рынок капитала для российских компаний. Привлечение финансирования невозможно не только с западных рынков, но и с азиатских из-за санкций, сообщает РИА Новости со ссылкой на зампреда Сбербанка Александра Морозова. «Мы не планируем на сегодняшний день выход на (международный — ред.) рынок. Это просто невозможно в силу санкций», — сказал он журналистам». 

А вот  официальные данные по российским ЗВР:

Золотовалютные резервы России в 2014 году сократились примерно на 25%. Размер ЗВР на 1 января 2014 года был равен $509 млрд, а по состоянию на 1 января 2015 года стал равен $385 млрд.

На таком низком уровне объем ЗВР в последний раз был в мае 2009 года. Наиболее стремительное сокращение резервов стало происходить, начиная с октября 2014 года.  50% расхода ЗВР было потрачено за девять первых месяцев 2014 года, а вторая половина (более $50 млрд) была потрачена за три последних месяца (октябрь, ноябрь, декабрь). На 1 октября объем ЗВР находился еще на уровне$454 млрд.

На 20 июня 2015 года ЗВР РФ составили $364,6 млрд. Это официальная информация ЦБ РФ. Снижение с начала 2015 года – $21 млрд. 

Истощение ЗВР и снижение доходов от продажи нефти и газа в недалеком будущем вызовет такое падение уровня жизни, что массовые социальные протесты гарантированы. Поэтому и  увеличиваются права полицейских структур. Вместе с тем, проводить  федеральные выборы в условиях массовых протестов   непродуктивно. Поэтому выборы и переносятся на более близкий срок, когда по расчетам кремлевских аналитиков, настроения электората еще не будут  тотально негативными.

Технологии.

Здесь ситуация хоть и пролонгирована, но абсолютно безнадежна. Как пишет профессор Яков Миркин, Россию ждет неминуемый технологический коллапс через несколько лет. Дабы избежать обвинений в апокалиптическом мышлении, процитирую отрывок из его статьи:

«Не сразу, не в июле и не в декабре, но год за годом, в течение трех-шести лет будет нарастать цепная реакция упрощения, утраты способности делать то, что называют высокотехнологичной продукцией.

Первое. Четверть века мы теряли технологии, научные школы. Теряли продукцию. В январе 2015 года мы сделали 1 (один) трамвай на всю страну. С марта упоминание о трамваях исчезло из статистических сборников. В апреле на всю страну было изготовлено 183 металлорежущих станка. В пересчете на год это 5–10% потребности.

Второе. В России довольно новое оборудование. Средний возраст машин и оборудования в России – 11,2 года (Росстат, 2013). Модернизация состоялась! Но в основном за счет импорта: сырье обменивалось на станки и оборудование, как и в 1930-е годы. Правда, в отличие от наших отцов и дедов мы не купили себе способность «производить средства производства». Доля импорта в станкостроении – более 90%, в тяжелом машиностроении – 60–80%, в электронной промышленности – 80–90% (Минпромторг, 2014).

Третье. Это значит, что способность удерживать технологический уровень экономики России, если хотя бы ориентироваться на показатели 2014 года, на 80–90% зависит от а) импорта сервисов (обслуживание, ремонт) и б) замещающих поставок из-за рубежа по мере морального и физического износа всего, что сейчас качает нефть, льет металл, рубит, вытачивает и строгает.

Четвертое. У нас сложилась модель экономики «обмена сырья на бусы». Даже с Китаем. Легкость и дешевизна приобретения оборудования (при переоцененном рубле до 2014 года) вытесняла научные школы, убивала собственные технологии, резко упрощала номенклатуру продукции. И это происходило в течение четверти века.

Пятое. Мы находимся под «технологическим бойкотом», под санкциями. Импорт машиностроительной продукции из дальнего зарубежья снижается каждый месяц. В апреле 2015 года – минус 46,5%. Есть эффект «кругов по воде». Даже потенциально возможные сделки, формально не попадающие под санкции, не заключаются: западная сторона «беспокоится». Вдруг что-то нарушишь, сам не зная того? Вдруг эта технология двойного – не только гражданского, но и военного – назначения? Вдруг она попадет в Крым? И так далее. Кому нужны эти риски?

Шестое. Где взять новое оборудование и технологии, когда Запад объявил технологические санкции? Нам говорят: в Азии, в Китае, Японии, Южной Корее. Но будут ли это технологии и оборудование первой руки? Не получим ли вторичные, третичные копии, тем самым закладывая еще большее отставание от США и ЕС? Мы аккуратно повторяем с Китаем модель взаимоотношений с Западом – сырье в обмен на продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Да и получим ли, учитывая, что Япония и Южная Корея – под военным зонтиком США, а Китай входит в тройку крупнейших торговых партнеров США и находится с этой страной в стратегическом диалоге?

Зависимость от чужих технологий

Оборудование. «Станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60–80%), легкая промышленность (70–90%), электронная промышленность (80–90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80%), машиностроение для пищевой промышленности (60–80%)» (Сергей Цыб, замминистра Минпромторга, «Российская газета», 05.08.2014). «Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности…» (Там же).

Инструмент. «Новейшее оборудование, поставляемое на предприятия ОПК (оборонно-промышленного комплекса), практически на 100% оснащено импортным твердосплавным инструментом. А инструмент – это “хлеб” промышленности» (22 октября 2014 года, заседание Комитета по станкостроительной и инструментальной промышленности Союза машиностроителей России). Импортным! Инструментом! Оборонка!

Металл. «Массовая» доля импорта металлопродукции – 8–15%. По отдельным видам – на порядок выше. «В первом полугодии 2014 года доля импортной продукции в общем объеме потребления нержавеющей стали в России выросла до 68%» (ассоциация «Спецсталь», www.mc.ru). «Доля импорта во внутреннем потреблении составляла в 2011–2012 годах 62–66% по горячекатаному листовому прокату; 84,4–91,6% по холоднокатаному листовому прокату и 36,2–48% по сортовому прокату» (приказ Минпромторга от 5 мая 2014 года №839).

Нержавейка. «В 2014 году потребление нержавеющей стали в России составило немногим менее 380 тысяч тонн, но из них только 114 тысяч тонн, или около 30%, пришлось на материал отечественного производства». Практически с нуля нужно создавать производство «специализированных бесшовных нержавеющих труб», «нержавеющего листового проката, прежде всего холоднокатаных рулонов» (Ассоциация «Спецсталь», 6 апреля 2015 года).

Такие истории можно приводить для каждой отрасли».

В  ближайшие два-три  года технологической катастрофы не произойдет, поэтому этот ресурс при оценки сроков и вероятности возможного(но крайне нежелательного – мы же не экстремисты!) слома государственного механизма в России пока что можно не рассматривать.

Следует лишь учитывать динамику настроений в ВПК, армии и спецслужбах, которые лучше других понимают, что без западных технологий российская армия и военно-промышленный комплекс пусть медленно, но неминуемо коллапсируют. Еще более важны настроения в среде олигархата, в таких компаниях как «Лукойл», только сейчас ощутивших ледяное дыхание западных санкций.

Информация и культура.

Наша зависимость в этой сфере от Запада очень велика. Самые популярные информационные ресурсы интернета, самые продвинутые гаджеты, самые топовые модели информационной техники(мобильники, например) – производится не в России. Наконец, западные кинофильмы и музыка – культурологический мейнстрим российской молодежи. Здесь отлучить нас от «чуждого влияния Запада» практически  невозможно. Даже наоборот, весь информационный  Запад будет активно работать против России. Уже работает.

Совсем недавно российское Минобороны занялось изысканием методов борьбы с цветными революциями. В далекой студеной Сибири ученые ищут методы генетической  защиты от всевозможных чуждых нам майданов. Не думаю, что эти изыскания увенчаются успехом. Родина слонов столько лет гнобила теорию информации и генетику, что на любой наш инфозаслон неугомонные биллы гейтсы и илоны маски придумают свой обходной гаджет. Лучший русскоязычный эксперт по американским военным стратегиям (которые теперь включают  иррегулярные войны и подрывную деятельность внутри страны-мишени) Рачья Арзуманян тщетно пытался научить передовому мышлению и знанию наших замшелых  динозавров из академических и силовых отстойников, затем махнул рукой и уехал на свою малую родину. А что касается генетической инженерии, то не думаю, что сибирские кулибины смогут превзойти зловещую «Монсанто».

Если глянуть в  «зеркало ближней судьбы», то критически важным является  финансовый фактор, золотовалютный ресурс. Если нынешний политический тренд на геополитическую изоляцию России не изменится, а скорее всего он усилится в самый короткий срок, то сохранить  внутриполитическую стабильность ВВП сможет только ценой значительного усиления репрессивных законов и практик. Правда это не может служить гарантией от заговора олигархов или силовиков.

По данным упомянутых источников Берлускони привез ВВП требование «Черного Властелина» немедленно уйти с Донбасса. Похоже, он получил отказ. В ответ на это ввела антироссийские санкции Канада, а затем США прислали РФ приглашение явиться в суд по делу ЮКОСа. Значит, впереди арест российских активов на  территории США. Генпрокуратура России  попыталась начать разбирательство легитимности выхода Прибалтики из состава СССР, но после окрика из Кремля  тут же забросила эту идею. Войска ДНР ушли из Широкино, и   кремлевская марионетка Денис Пушилин заявил, что ополчение ДНР и милиция Украины будут совместно патрулировать в этом населенном пункте. То есть реальный «уход» из Донбасса уже начат. Недавнее заседание Совбеза РФ это подтвердило, только возвращение «Донецкой и Луганской областей» в состав Украины поставлено в зависимость от позиции США. От Америки просят твердых гарантий не требовать возврата Крыма.

Этот унизительно, наивно, и, наконец, непрофессионально. То есть типично для Совбеза.

Сдача Донбасса  серьезно подорвет престиж первого лица в глазах   всего политического класса и силовиков. ВВП окажется в ситуации схожей с той, в которой очутился египетский президент Анвар Садат после заключения мира с Израилем. Чем это закончилось для Садата, известно.

Есть еще более взрывоопасная тенденция, сознательно продвигаемая российским руководством. Уничтожение социального государства.  Для объективности, давайте отстранимся от влияния пресловутых санкций и посмотрим  социальную динамику России за постсоветское время. Для этого я воспользуюсь  недавним постом авторитетного экономического блогера Максима Авербуха:

Численность школ в России:
1991г. – 69 700
2000г. – 68 100
2015г. – 44 100
http://www.gks.ru/free…/new_site/population/obraz/o-obr1.htm
В  90-е годы закрыли 1 600 школ, а в сытые нулевые  в 15 раз больше – 24 000 школ.
Из них 19 300 (80%) – на селе.

Численность больниц в России:
1990г. – 12 800
2000г. – 10 700
2013г. – 5 900
http://www.gks.ru/…/ro…/ru/statistics/population/healthcare/#
Т.е. в «голодные» годы закрыли 2 100 больниц,  в сытые в 2,3 раза больше – 4 800 больниц.

Численность поликлиник в России:
1990г. – 21 500
2000г. – 21 300
2013г. – 16 500
http://www.gks.ru/…/ro…/ru/statistics/population/healthcare/#
В 90-е  закрыли  200  поликлиник, в нулевые  в 24 раза больше – 4800 поликлиник.

Численность сельского населения:
1990г. – 38,93млн.,
2000г. – 39,47млн.
2013г. – 37,23млн.
В 90-е – прирост на 540 000, в нулевые убыль на 2,2млн.

Нет школ и больниц – молодежь уезжает в город.
http://www.gks.ru/…/ro…/ru/statistics/population/demography/#

https://www.facebook.com/profile.php?id=100008677905070&fref=ts

Интересно, что  с 2010 года темпы экономического роста только падали.

10888381_707271106055351_1451335662015153286_n

 Высокие цены на нефть в 2011-2014 гг. в России обернулись практически обнулением темпов роста ВВП: 2011 – рост  на 4,2%, 2012 – на  3,4%,  2013 – на  1,3% , 2014  – на   0,6%.
Еще более интересно, что при цене на нефть в 60  долларов за баррель  в 2006 году ВВП вырос на 8%. То есть экономика России падает не из-за нефтяного демпинга, а из-за внутренних причин. Правительство видит выход в  сбросе социальных гарантий и обязательств перед населением. Но поскольку давление Запада будет только нарастать, а внутренние глубинные причины кризиса не уменьшаться, а наоборот, усилятся, то экономическое положение десятков миллионов россиян будет неуклонно ухудшаться.

Симптоматично, что либеральные экономисты Миркин и Авербух печалятся об уничтожении российской промышленности и социальной сферы, а российские вожди тревожатся лишь по поводу внешней угрозы. А ведь внутренняя политика российского правительства гораздо  опасней для судьбы российских народов, чем самые лютые внешние санкции.

И все же я не думаю, что российское руководство в личном порядке начнет лихорадочно сдавать позиции по всем азимутам и падать к ногам «Черного властелина». Этот не их функционал. Для этого есть мелкие марионетки типа того же Пушилина и его российских аналогов.

Я не думаю, что  конфискации российского имущества за рубежом сломают политический строй России. Ежегодно за рубеж утекает по 150 миллиардов долларов, а  силовой  олигархат   и в ус не дует.

И мне даже не очень интересно  выяснять, что было написано на «Черной метке» «Черного властелина», которую привез старый итальянский развратник и масон( платит членские взносы в ложе ПИ-2 с 1978 года).

Америка сегодня работает как катализатор тех разрушительных процессов, которые уже давно запущены самой природой самоубийственного механизма, который по своей отчаянной неграмотности построили российские элиты.

Я не верю, что правящие группы смогут воспользоваться внешним давлением для трансформации  сырьевой колонии в технократическую империю Евразии.

Поэтому можно спорить только о сроках, сами понимаете чего. Но продуктивны ли споры о  сроках «приземления» среди пассажиров автобуса, сорвавшегося в пропасть?

Видимо, в той же степени, что и грезы андроидов об электроовцах.

… Можно ли вырваться из гибельной западни, устроенной совместными усилиями бездарных российских манагеров и Хозяевами Истории( мэм Дизраэли)?

Теоретически можно. Если открыто поддержать восстание в Донбассе, раскулачить заевшихся олигархов, укоротить  аппетиты директоров госкорпораций, вложить хоть какой-то смысл в бестолковое стратегическое блуждание «Газпрома», начать возрождение народного просвещения и бесплатной медицины, произвести самовыселение из дворцов, передав их детским учреждениям, закрыть преступную организацию по названию «российское телевидение»… И тем самым сплотить вокруг себя весь народ.

Я понимаю, что это из области фантастики, просто не хотелось оставлять читателя  в неведении насчет возможного конструктивного выхода для России.

Вот теперь все. Автобус летит в пропасть, пассажиры обсуждают маршрут, многие  верят, что все будет хорошо.

Будем ждать выступления Дениса Пушилина, который объявит Донбасс демилитаризованной зоной и предложит бойцам ополчения  поддержать братский сирийский народ…

Владимир Прохватилов,

Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),

эксперт Академии военных наук

 

Ранее

№ 19 (956) от 30.06.2015

Далее

Большинство греков сказали «нет» кредиторам

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru