Коллекторы слишком ожесточились

 

Коллекторы слишком ожесточились.

Правозащитники и профессиональные ассоциации фиксируют значительный рост жалоб от населения на действия коллекторов. Сокращение розничного кредитования привело к падению спроса на услуги по взысканию, и, чтобы загрузить свои мощности, коллекторы вынуждены существенно снижать цены, что негативно сказывается на эффективности сбора долгов. Чтобы сохранить ее на прежнем уровне и не работать себе в убыток, взыскатели ужесточают подходы к взысканию долгов.

По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в первом полугодии 2015 года на деятельность коллекторов поступило порядка 1,5 тыс. жалоб от граждан — столько же, сколько за весь 2014 год, сообщил “Ъ” руководитель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий. “У нас, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первом полугодии количество жалоб на коллекторов выросло на 20%”,— подтверждает тенденцию председатель совета Финпотребсоюза Игорь Костиков. “В крупных городах коллекторы в основном действуют корректно, однако в регионах заемщики часто жалуются на оскорбления и угрозы,— поясняет он.— Людям расклеивают на дверях различные объявления, оставляют письма и в подъездах, пытаются связаться со знакомыми и рассказать им о долгах”. По словам Дмитрия Теплицкого, рост числа жалоб на коллекторов связан с тем, что на фоне снижения доходности бизнеса они вынуждены активнее взыскивать долги с заемщиков.

Снижение доходности бизнеса коллекторов — результат стагнации объемов предложения плохих долгов со стороны банков. По данным Национальной службы взыскания (НСВ), в первом полугодии 2015 года рынок первичного размещения долгов банками по агентской схеме впервые за шесть лет практически не показал роста. За шесть месяцев текущего года банки передали коллекторам в работу 219 млрд руб. против 211 млрд руб. за тот же период 2014 года. До этого рынок агентского взыскания прирастал год к году в среднем на 45%. Отсутствие роста наблюдалось лишь в 2008-2009 годах, когда банки в кризис фактически полностью заморозили розничное кредитование. Сейчас схожая ситуация: по данным ЦБ, за пять месяцев текущего года объем розничных кредитов сократился на 4,9%. По словам главного управляющего директора “Секвойя кредит консолидейшн” Сергея Шпетера, банки начали сокращать выдачу новых кредитов еще в 2014 году, и из-за этого объемы “свежей” просрочки стали стремительно сокращаться. “Сейчас основная выдача потребкредитов приходится на госбанки, в то время как розничные игроки практически заморозили кредитование,— говорит он.— При этом именно крупные розничные банки передавали коллекторам в работу до 50% всех долгов на рынке аутсорсинга”.

В результате, чтобы загрузить свои производственные мощности, указывает глава агентства “Центр ЮСБ” Александр Федоров, коллекторы вынуждены вести ценовую борьбу за банковские долги, что ведет к общему уровню снижения цен на рынке (при работе по агентской схеме вознаграждение коллектору платит банк в зависимости от объема взысканного долга). По его оценкам, в среднем в первом полугодии 2015 года вознаграждение при работе по агентской схеме снизилась до 10-15% с 20-25% в 2014 году. В условиях снижения платежеспособности граждан коллекторам для сохранения эффективности на прежнем уровне приходится нести большие затраты, что нецелесообразно в условиях падения цен на их услуги. Маржинальность бизнеса (за вычетом расходов на взыскание) и так уже снизилась с 15-35% до 5-10%, указывает господин Федоров. “При недостаточном размере вознаграждения коллектор не сможет заниматься тщательной работой с просрочкой, ограничившись автодозвоном и почтовой рассылкой писем,— указывает управляющий директор НСВ Антон Дианов.— В итоге банк не получит желаемого качества работы”. Впрочем, банки, несмотря на падение цен, требуют сохранения эффективности на прежнем уровне, что заставляет взыскателей действовать более жестко, указывают участники рынка в неофициальной беседе.

 

По информации: kommersant.ru

Ранее

"Ростех" сдает оружие

Далее

Двойной Уимблдон для Весниной

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru