Военные лоббисты и реальные угрозы России

Какие системы вооружений нам нужны?

Baltijsk-500x31326  июля  президент России Владимир Путин на борту фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков»  провел совещание, посвященное новой редакции Морской доктрины России. Этот документ  был принят  еще в 2001 году и  рассчитан  до 2020 года. В нем  оговорены  приоритеты  направления развития российского флота. Цели, заявленные в обновленной морской доктрине?  четко определены  и важность их несомненна, но удастся ли их  достичь?

Реально новая Морская доктрина   России  стала ответом на  аналогичную  военно-морскую доктрину США, опубликованную весной этого же года.

Для Вашингтона приоритетом  является поддержание и дальнейшее усиление морского влияния США во всем мире. Необходимость этого была сформулирована в знаменитой теории  «морской мощи» адмирала  Мэхэна и с тех пор никогда не подвергалась сомнению американским истеблишментом.

Справка:
Альфред Тайер Мэхэн (англ. Alfred Thayer Mahan; 27 сентября 1840 — 1 декабря 1914) — американский военно-морской теоретик и историк, контр-адмирал (1906), один из основателей геополитики.
Окончил Военно-морскую Академию США, участвовал в Гражданской  войне 1861—1865  на стороне Севера. В 1886—1888 и 1892—1893  президент военно-морского колледжа в Ньюпорте. В 1893—1895  командовал крейсером «Chicago», с 1896 в отставке.
Во время испано-американской войны 1898 член Морского комитета по стратегии, в 1899  член американской делегации на Гаагской конференции.
Автор трудов с большим фактическим материалом, которые сформулировали закономерности войны на море. Одновременно с английским военно-морским теоретиком и историком Ф. Х. Коломбом обосновал теорию «морской мощи», или «морской силы» (англ. Sea Power). Согласно этой теории, завоевание господства на море признавалось основным законом войны и целью, обеспечивающей победу над противником и завоевание мирового господства.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мэхэн,_Альфред_Тайер

Подписание новой редакции Морской доктрины России  не случайно состоялось  на борту  фрегата  «Адмирал Горшков». Советский адмирал Сергей Горшков был создателем ракетно-ядерного флота  СССР и автором широко известной книги «Морская мощь государства», в которой высказал идеи, развивающие взгляды адмирала  Мэхэна.  Существует обширная критическая литература, в основном западная, в которой «под микроскопом» рассматриваются  воззрения  адмирала Горшкова на морскую стратегию. Американцы критикуют его за невнимание к социальным условиям жизни моряков и за  излишнюю разнотипность  советских боевых кораблей. Что касается «социальных условий» – это, конечно, элемент пропаганды. Хотя  мои коллеги по военно-морской приемке на самарском заводе «Прогресс» сравнивая, скажем, вертолетоносец «Москва» с  приблизительно  аналогичным американским авианосцем, признавали равенство по боевой мощи, и  гораздо более комфортные  бытовые условия  на буржуйском корабле.
Что касается излишней разнотипности, то тут критики Горшкова, правы. Строительство надводного флота ВМФ СССР было  слишком  расточительным и нелогичным. Например, игнорировалась настоятельная необходимость строительства крупных авианосцев, без которых флот просто  неспособен вести  боевые действия в условиях как локальных боевых конфликтов, так и неограниченной ядерной войны. В то же время надводный флот пополнялся четырьмя   типами крейсеров одновременно. Практически каждый судостроительный завод строил свой тип корабля. В США  строили крейсера только одного типа — «Тикондерога», да и то унифицированного со своим прототипом — эсминцами типа «Спрюэнс».
В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей, в США — 16 типов. На вооружение кораблей  было принято 30 типов ракет, в США — только 10 типов.

Поскольку подписанная на борту фрегата «Адмирал Горшков» новая редакция Морской доктрины является в общем-то декларацией о намерениях, то в самое ближайшее время нашим военно-морским стратегам придется  оценить наши реальные возможности в военном кораблестроении, чтобы  пройти узким коридором между Сциллой  недооценки внешних агрессий     и Харибдой  отраслевого лоббизма.

В части недооценки особых опасений нет. Военные четко представляют себе уровень внешних угроз.

А вот как бороться с непреодолимым  пока что лоббизмом  гигантов российского ВПК –  вопрос открытый.   Не так давно было объявлено о разработке  в  ЦКБ имени А. Н. Крылова  проекта авианосца, «способного нести до ста самолётов на борту, который превзойдёт всех конкурентов».

Вот более подробная информация:
«Крыловский государственный научный центр завершил проектирование нового многоцелевого тяжелого авианосца. Об этом, как сообщает Jane’s, заявил заместитель директора центра Валерий Поляков. По его словам, проект получил индекс 23000Э «Шторм»; корабль предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Базовый проект авианосца предусматривает использование обычной котлотурбинной силовой установки, которая при необходимости без дополнительных доработок конструкции может быть заменена атомной. Длина корабля составит 330 метров, ширина — 40 метров, а осадка — 11 метров. Авианосец водоизмещением около ста тысяч тонн сможет развивать скорость до 30 узлов. В авиагруппу «Шторма» будут входить палубные истребители МиГ-29К, Т-50 (ПАК ФА), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты Ка-27.

Полетная палуба авианосца будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями. Самолеты смогут взлетать как с традиционного трамплина, так и при помощи двух электромагнитных катапульт. Посадка летательных аппаратов будет обеспечиваться при помощи одного аэрофинишера. По словам Полякова, в таком виде проект корабля будет представлен на Международном военно-морском салоне в июле 2015 года в Санкт-Петербурге».

Хотя  будущие российские авианосцы пока что воплощены лишь в чертежах, «ВМФ России выразил своё стремление иметь по два авианосца на каждом флоте: один в море и один в резерве. Это означает наличие в составе ВМФ к 2040 году в общей сложности восьми новых авианосцев в сравнении с десятью действующими в ВМС США и пятью запланированными у Китая. Такие сообщениязамелькали в СМИ».

Не будем сейчас спорить о той или иной стратегии  развития морского флота, о том, нужны ли нам авианосцы, или лучше построить побольше атомных ракетоносцев. Просто посчитаем возможности российского бюджета.

На сегодняшний день в строю российского ВМФ  лишь один  авианосец «Адмирал Кузнецов» водоизмещением 43 тысячи тонн. Для сравнения, американский авианосец класса «Нимиц» имеет водоизмещение 97 тысяч тонн. И у США 12 авианосных ударных групп.

Авианосец класса «Нимитц» в 1975 году  стоил $1 млрд. По калькулятору  это $4.52 млрд в 2015 году.

Значит, даже если  наши авианосцы будут стоит столько же, то России придётся потратить 8 х 4,52  = 36, 16  млрд долл. Это гораздо меньше, чем ушло на проведения сочинской олимпиады и  не намного больше, чем бюджет будущего футбольного мундиаля -2018. То есть, если бы не расходы на спортивные шоу, то в принципе можно было бы найти деньги на постройку мощной авианосной эскадры. Правда, пришлось бы добавить изрядные суммы на строительство авиагруппы  в несколько сот боевых самолетов и на корабли сопровождения( более двадцати). То есть общая сумма где-то в районе 50 миллиардов долларов ( энтузиасты могут подсчитать более точно).

ВВП России   не превышает одного  триллиона  долларов, причем неуклонно   падает. Бюджет РФ –  150 млрд.  долларов, причем секвестируется. Пенсионные обязательства –  130 млрд. долларов в год. Совокупный долг России, российских компаний с государственным участием или с государственными гарантиями, а так же крупнейших системообразующих банков  зарубежным кредиторам  примерно 750 млрд (из них около 200 вроде бы отдали) . Госпрограмма перевооружения российской армии до 2020 года – 700 млрд  долларов. Затраты на ЧМ-2018 по футболу  около 30 млрд. Иск против России акционеров ЮКОСа  – 50 млрд. долларов с процентами. Мост через Керченский пролив  обойдется в   8 млрд., если не больше.

Заметим, что Крыловский научный  центр не разрабатывает корабли, а создает их эскизные проекты. Как и любой другой НИИ.  Даже если будет принято решение строить новый авианосец,  эскиз 23000Э «Шторм» придется доводить до ума другим организациям. Но каким? Вся техническая и конструкторская документация по авианосцам осталась на Украине.

Если бы планы масштабного военного   строительства ограничивались только суперавианосцами!

«Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу поставил задачу проработать вопрос о возобновлении производства сверхзвукового ракетоносца Ту-160 на Казанском авиационном заводе им.Горбунова (КАЗ), передает Интерфакс-АВН».

И если я не ошибаюсь, заявлено о намерении построить порядка 50 новых Ту-160. Это тоже десятки миллиардов долларов.

К сожалению приходится констатировать, что в России пока что нет четкой и выверенной  военной доктрины. Ее и не может быть, потому что военная доктрина вторична  по сравнению с Большой стратегией, то есть с геополитической концепцией глобальной конкуренции. Не знаю ни одного эксперта, который бы взялся утверждать о наличии в России  какой-либо Большой стратегии.

Поэтому на сегодняшний день мы обречены лавировать между громкими декларациями о наличии политической воли противостоять  внешним вызовам и реально  скудным и непрерывно сжимающимся бюджетом.

А если учесть, что самая опасная угроза нашей безопасности исходит не от авианосных групп  потенциального противника и не от авиационной  мощи США, хотя она и весьма велика, а от разворачивающейся полным ходом революции в военном деле, то все вышеописанные прожекты представляются не актуальными.

А что актуально? Это высокоточное гиперзвуковое ракетное оружие, это беспилотники, на которых эти ракеты будут установлены, это тысячи автономных микродронов и боевых роботов, против которых мы пока что не придумали никакой защиты.

Резюме:  военную мощь  надлежит крепить, причем всемерно. А вот близорукий лоббизм отраслевиков надлежит укорачивать, и тоже всемерно и жестко. Иначе просто страну разорим.

P.S. Выдающийся кораблестроитель академик Крылов , чье имя носит упомянутый выше научный центр, в 1905 году написал  для морского министра Григоровича  свою знаменитую речь о необходимости восстановления в полном объеме российского военного флота, уничтоженного при Цусиме. Речь была просто блестящей, и Госдума безоговорочно выделила требуемые 500 миллионов золотых рублей.

Были построены великолепные корабли, в частности прекрасные линкоры класса «Севастополь», которые не сыграли никакой роли в мировой войне.      А ведь если бы эти огромные деньги были потрачены на укрепление сухопутной  армии, в частности на создание  артиллерии крупных калибров, то исход войны и судьба Российской империи могла бы быть  совершенно иной.

Владимир Прохватилов,

Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),

эксперт  Академии военных наук

Ранее

Сырьевая экономика и социальная справедливость

Далее

Номер детали самолёта с Реюньона совпал с документацией Boeing-777

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru