Феномен Ройзмана

Народный мэр Екатеринбурга – недоработка местных властей или новый курс Кремля?

699

Самые большие ожидания на минувших выборах 8 сентября были в Москве и Екатеринбурге, где в мэры баллотировались кандидаты от оппозиции, причем, от разных партий. Претендент на пост московского градоначальника, известный блогер Алексей Навальный шел от партии РПР-ПАРНАС, за кресло главы столицы Урала боролся основатель фонда «Город без наркотиков», бывший депутат Госдумы Евгений Ройзман, выдвинутый партией Михаила Прохорова «Гражданская платформа».

Сенсационная победа

На фоне скандальных предвыборных перипетий, развернувшихся в Москве вокруг Навального, противостоящего действующему мэру, бывшему главе администрации президента Сергею Собянину, ситуация в Екатеринбурге несколько ушла в тень. Затов ночь на 9 сентября, когда избиркомы подсчитали основную массу голосов, настоящая сенсация случилась в Екатеринбурге – выиграл Ройзман, который обошел своего основного конкурента от «Единой России» вице-губернатора Якова Силина с перевесом всего в три с половиной процента.

Впрочем, в Москве трезвые наблюдатели не ждали победы Навального. Интрига была в том, сколько процентов получил он, и сколько – Собянин. Некоторые фантазеры, правда, говорили о возможном втором туре, но, кажется, даже сами в него не верили. И если оценивать итоги столичной кампании с этой точки зрения, то Навальный победил. Оппозиционер в начале предвыборной гонки, судя по социологическим опросам, имел около 9 процентов избирателей, а в итоге проголосовали за него без малого 30 процентов. За два неполных месяца избирательной кампании Навальный сумел увеличить свой электорат втрое. Собянин же, которому прочили порядка 60 процентов, наоборот, потерял – он получил чуть больше 50 процентов.

Ройзман же, как показывали те же соцопросы, практически до дня голосования шел на равных с кандидатом от «Единой России», вице-губернатором Свердловской области Яковом Силиным. И его победа действительно стала неожиданной, поскольку многие не верили, что власть позволит выиграть кандидату от оппозиции.

К слову, число проголосовавших за представителей оппозиции в Москве и Екатеринбурге наглядно показывают, насколько велики у людей протестные настроения, насколько они хотят видеть во власти новых людей не из числа «главной» партии России.

Впрочем, эти выборы сравнивать между собой не совсем корректно, поскольку они находятся в разных «весовых» категориях. Полуторамиллионный Екатеринбург хоть и столица, но – всего лишь Урала, город областного значения, и, как не крути, а главную роль там играет губернатор Свердловской области, в подчинение которого входит и Ебург. К тому же, мэр Екатеринбурга, одновременно возглавляющий горсобарние, не является полновесной фигурой городской исполнительной власти – эта работа во многом возложена на сити-менеджера.

Москва – это Москва, к тому же, отдельный субъект федерации, и столичный мэр – это, по сути, губернатор. На Москву в нашей стране завязано все, в первую очередь власть и деньги. Да и бюджеты городов несоизмеримы. Сейчас не 90-е годы, поэтому кто же позволит чужаку сесть в кресло мэра Москвы?

Меч «правосудия»

Так что никаких иллюзий по поводу реального избрания Навального мэром столицы не было. По большому счету, с Навальным власти играли в выборы. А чтобы оппозиционер не заигрывался, расставили капканы, предварительно заведя уголовное дело по «Кировлесу». Суд приговорил Навального к пяти годам, но на следующий день выпустил из изолятора , чтобы тот смог участвовать в выборах: Собянин поддержал своего соперника, сначала призвав муниципальных депутатов помочь собрать оппозиционеру недостающие для регистрации голоса, а потом посоветовав Мосгоризбиркому не обращать внимания на мелкие нарушения. И, кстати, как сейчас обернется ситуация со сроком, который,  как сказал Путин, «реально впаяли»  – непонятно. То ли на самом деле реально посадят, то ли пересмотрят на условный срок.

Над Ройзманом власти тоже держат меч «правосудия». Его гражданская жена – известная екатеринбургская журналиста и шеф-редактор интернет-издания Ura.ru Аксана Панова сейчас обвиняется по нескольким уголовным статьям, по которым ей грозит до 8 лет лишения свободы. Поэтому были ожидания, что в обмен на отсутствие реального срока  заключения он снимет свою кандидатуру с выборов, возможно, даже призовет своих избирателей отдать свои голоса в пользу других кандидатов. Этого не произошло.

На самого Ройзмана дело пока не завели, но, как показывает практика, это дело техники, особенно учитывая постоянные проверки в фонде «Город без наркотиков», а также его судимость 30-летней давности.

Когда в июле Ройзман неожиданно согласился баллотироваться в мэры, сочувствующие предостерегали, вспоминая того же Навального с «Кировлесом» и мэра Ярославля Урлашова, которого посадили спустя два года после того, как он на выборах главы города обошел кандидата от «Единой России».

– У меня перед глазами были примеры мэра Ярославля Евгения Урлашова и Алексея Навального, я поймал себя на мысли, что не хочу бояться, – ответил на этот вопрос Ройзман в одном из предвыборных интервью. –  Меня начинали пугать, говорили: «Тебя раздавят, тебя посадят», – и у меня вдруг возникло внутри сопротивление. Я подумал, с чего вдруг, ведь ничего плохого я не сделал и никого не боюсь. Это же моя страна, и я не имею права бояться. И я принял решение, что я готов пять лет жизни посвятить своему городу.

Новый курс Кремля?

С другой стороны, во властных структурах говорят о том, что накануне выборов в кулуарах Старой площади первый зам руководителя администрации президента Вячеслав Володин заявил о новом курсе Кремля. Суть его в том, что теперь федеральная власть будет работать с теми, кто реально победит на выборах без подсказки сверху. Если брать феномен Ройзмана, то эти слова похожи на правду.

Кстати, как пишут екатеринбургские издания со ссылкой на свои источники во властных структурах, администрация президента не мешала ни выдвижению Ройзмана, ни его участию в кампании. А информаторы в правоохранительных органах утверждали, что снимать Ройзмана с выборов запретили именно в Кремле.

Также сообщалось, что Ройзман встречался с Володиным, и тот обещал, что выборы на самом деле будут честными, как и окончательный подсчет голосов. «Чтобы не допустить нового взрыва, шлюзы открыты, и баллотироваться может любой. Само политическое поле максимально либерализовано», – приводятся слова одного из источников во властных структурах.

Что ж, время покажет, насколько справедливы эти утверждения. А сейчас народному мэру Екатеринбурга предстоит непростая работа. И хотя, как уже упоминалось, мэр в столице Урала не имеет достаточных полномочий для полномасштабного управления городом, Ройзман настроен решительно.

– Нам удавалось реально решения принимать, не имея вообще никакого статуса. И, поверьте, если мы столкнемся с какой-то проблемой, мы эти проблемы умеем выносить. И если об этом говорит мэр полуторамиллионного города, то это услышит вся страна, — сказал после выборов Евгений Ройзман в передаче на телеканале «Дождь».

– Я знаю, где находятся болевые точки и центры принятия решений», — добавил он.

Геннадий Шалаев

Ранее

Лужков: «Я не пошел на выборы из-за Медведева»

Далее

Владимир Путин выдвинут на Нобелевскую премию мира

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru